Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Кожа» воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для занятий по экспериментальной деятельности для детей дошкольной группы, буду рада если кому-то пригодится.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Занятие № 74, дата 04.03.2020
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Юный экспериментатор»».
Группа дошкольного возраста, возраст от 5до 7 лет.
I Год обучения
Педагог: Воробьева Алия Наильевна
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Кожа“ воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Тема занятия : «Кожа» воды».
Цель: узнать, что такое поверхностное натяжение воды, демонстрируя его опытами.
Задачи:
1 Образовательная – -формировать представление о поверхностном натяжении воды;
2 Развивающая – развивать мышление, умение решать проблемные задачи;
3 Воспитывающая – воспитывать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
Форма проведения занятия : групповая, индивидуальная.
Методы:
Материал для занятия : тазики с водой, стакан, носовой платочек, резинка, пинцет, иголка, треугольник из картона, жидкое мыло, тальк, изображение жука водомерки.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
Добрый день ребята тема нашего занятия «Кожа» воды»
1 Ребята, мы много раз говорили о природе. Давайте вспомним, что относится к неживой природе.
Ответы детей.
А теперь послушайте загадку и скажите о каком части неживой природы идет речь.
Загадка:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
Постановка исследовательской задачи:
Педагог:
-Ребята, обратите внимание, на гладкой поверхности стола капля воды. Как вы думаете, почему капелька воды круглая?
Ответы детей.
Педагог:
-А как вы думаете, почему жук-водомерка на тонет?
Ответы детей.
II. Основная часть.
Ребята, я предлагаю сейчас пройти в лабораторию, для того чтобы проверить ваши предположения и для проведения опытов.
Педагог: Лаборанты работают в белых халатах, в специальной одежде. Поэтому и нам необходимо надеть наши фартучки и нарукавники.
Я буду заведующая лабораторией.
Прежде чем мы начнем наши исследования, давайте немного отдохнем:
3 Физ. минутка.
Дует ветер нам в лицо, (Стоя возле парты произвольные взмахи руками.)
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища слева направо)
Ветер тише, тише, тише. (Приседаем)
Деревцо всё выше, выше. (Руки вверх потянуться).
4 Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории: не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы, ничего руками не трогать без разрешения. Сегодня мы будем экспериментировать с объектом неживой природы-с водой.
Мы уже знаем, что вода- жидкое вещество: ее можно разливать, в нее можно погружать предметы. Как и любое вещество на нашей земле, вода состоит из маленьких –маленьких частичек. Эти частички воды далеко друг от друга не отдаляются, а стараются держаться вместе, как бы «за руки». Вот эти маленькие частички на самой поверхности воды держаться друг за друга еще крепче. Это явление называется поверхностное натяжение воды.
Сегодня мы узнаем почему капли воды круглые, почему некоторые предметы и насекомые в воде не тонут.
Опыт 1. Опыт «Барьер из ткани»
Нам понадобятся: носовой платок, резинка, стакан с водой
Ход опыта: Нужно намочить и выжать носовой платок, затем накрыть стакан с водой платком и закрепить резинкой и хорошо ее натянуть. Быстрым движением опрокинуть стакан над тазиком. Вода не выливается из стакана!
Вывод: это потому, что я смочила платок водой, она заполнила все ниточки платка и образовала поверхностное натяжение воды. Вот так образовался барьер для воды из стакана. Слипшиеся мокрые волосы и мокрый песок на пляже, из которого можно построить замок, - еще один пример поверхностного натяжения воды.
Опыт 2. «Дырки в воде»
Нам понадобятся: тальк (это такой порошок, его можно купить в аптеке, вода, жидкое мыло, небольшой тазик.
Ход опыта: взять тазик с водой, посыпать сверху тальком и попробовать проткнуть воду пальцем. Тальк разбегается в разные стороны. Как только я вытаскиваю палец, вода снова сходится и на поверхности восстанавливается пленка с тальком.
Вывод: действие поверхностного натяжения довольно сильное и прекращается только в тот момент, когда я опускаю свой палец.
А теперь я обмакну палец в жидкое мыло и проткну воду. Тальк быстро убегает от моего пальца с разные стороны. Я погружаю палец снова и снова, но теперь остаются просто дырки в воде.
(предложить детям сделать тоже самое)
Вывод: мыло немного разрушает силу поверхностного натяжения там, где я опускала палец. Дырки, оставленные мыльным пальцем, не затягиваются, потому что мыло не дает маленьким частичкам снова «взяться за руки» и пленка не восстанавливается.
Проведем еще раз физ. минутку «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
А теперь снова вернемся к нашим опытам!
Опыт 3. Опыт «Лодка с мыльным двигателем»
Нам понадобятся: тазик, кусочек картона (треугольник, жидкое мыло, вода.
Ход опыта: в тазик с водой, когда вода успокоится, опустим треугольную лодочку, острым углом к середине раковины, намочим палец жидким мылом и опустим его в воду за лодочкой. Лодочка сразу начинает двигаться в сторону середины раковины.
Вывод: В начале опыта лодочка стоит и не двигается, так как поверхностное натяжение держит ее со всех сторон с одинаковой силой. Мыло уменьшает силу сцепления «рук» маленьких частичек воды и лодочка бежит туда, где это сцепление сильнее- вперед.
III. Заключительная часть.
Рефлексия: о каком свойстве воды мы сегодня узнали? (Свойство воды -создавать на поверхности «пленку» -поверхностное натяжение. Именно это свойство делает капельку воды круглой)
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.