Ольга Косулина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы,обобщения.
Задачи:
-познакомить детей с разными видами тканей (натуральные, искусственные,обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость, побуждать устанавливать причинно-следственные связи мужду использованием тканей и временем года
-развивать и активизировать речь детей.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему „Ткани“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Материал: лупа, образец полотняного переплетения, разнообразные образцы тканей, стаканчики с водой, пипетки, слайды.
Ход занятия
Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту.
Доброе утро! Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Воспитатель. Ребята, вы и правда очень красивые и нарядные. У Маши-платье с ромашками, у Федора-рубашка с корабликом…А вы знаете из чего сшита ваша одежда?
Дети. Из ткани.
Воспитатель. Правильно, хотите больше узнать о тканях? (Да)
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам будет интересно!
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли необычные гости. Угадайте, кто они?
Дети. Мальвина и Буратино
Мальвина. Мы принесли с собой сундучок с разными тканями. Я хочу выбрать ткань себе на платье, а Буратино-ткань для куртки. Ведь эти мальчишки так любят гулять под дождём. Но мы никак не можем определить, какая именно ткань нам нужна.
Воспитатель. Ребята! Давайте поможем нашим друзьям разобраться из какой ткани следует шить куртку,а из какой -лёгкое платье. Итак: мы отправляемся в нашу Лабораторию. Там мы узнаем всё о свойствах ткани, заодно Героям всё покажем.
Воспитатель. Возьмите в руки ткань. Потрогайте, ткань какая?
Дети. Мягкая,с ворсинками.
Воспитатель. Попробуйте разорвать ткань.
Дети. Не рвется, прочная.
Воспитатель. Сожмите ткань в кулачке. Что произошло?
Дети. Помялась.
Воспитатель. А если мы погладим ткань утюгом?
Дети. Она разгладиться.
Воспитатель. Буратино, а как ты думаешь из чего состоит ткань?
Буратино…
Воспитатель: Посмотри что я делаю…
Буратино. Вытягиваете ниточку.
Воспитатель. Ребята, попробуйте из кусочка ткани на вашем столе вытянуть ниточку. Получается? Значит из чего состоит ткань?
Дети. Из нитей.
Воспитатель. Возьмите лупы и рассмотрите, как нити расположены. Что вы видите?
Дети. Нити переплетаются.
Воспитатель. Да, переплетаются вот как на этом образце. Представьте, что смотря на этот образец, вы смотрите в микроскоп, который увеличивает во много-много раз! (Воспитатель показывает образец полотняного переплетения). Если посмотреть, что мы видим между ниточками?
Дети. Просветы, промежутки.
Воспитатель. А что проходит в эти промежутки или дырочки невидимые для нашего зрения?
Дети. Воздух проходит.
Воспитатель. Верно, если проходит воздух, значит, одежда дышит, и нам не будет в ней жарко.
Воспитатель. А посмотрите друг на друга, ваша одежда не только разного фасона, но и разного ….
Дети. Цвета.
Воспитатель. Да, ткани красят на специальных фабриках и специальными красками, чтобы после стирки цвет оставался.
Хочу вам сказать, юные исследователи, что ткани бывают натуральные и искусственные. Натуральные делают из природного материала (льна, хлопка, шерсти,а искусственные из химических веществ (болонья, нейлон, капрон) Остановимся на этом подробнее.
Хлопок-это природная вата (показ распустившейся коробочки хлопка) ,она мягкая и воздушная и поэтому ситец-который получается из нее тоже мягкий и тёплый на ощупь. (Дети находят в образцах ситец и рассматривают его)
Льняные ткани делают изо льна. Лён-это растение. После того как он поспел, его начинают убирать. Затем его хорошенько мнут и получают волокно. (показ слайдов) Потрогайте льняную ткань на ощупь. Какая она?
Дети. Более жёсткая чем ситец и немного холоднее (дети рассматривают образцы)
Воспитатель. Но так как переплетение у льна и ситца одинаковое -воздух свободно проходит и ткань дышит.
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Воспитатель. Шёлк – это тоже натуральная ткань. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом (показ слайдов) Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева. Гусеницы поедают листья без остановки и днем и ночью, из-за чего они быстро растут. На голове у гусеницы есть два усика, которые вырабатывают выделения. Они застывают и превращаются в шелковую ниточку. Эта ниточка в несколько раз тоньше волоса. С такой тонкой нитью работать неудобно, поэтому завивают несколько ниточек в одну.
Найдите шёлк у себя на столах, какой он на ощупь?
Дети. Блестящий, гладкий.
Шерсть -тоже натуральная ткань только более тёплая. Получают ее от овец. Их стригут электрической машинкой и отправляют шерсть на прядильную фабрику. (дети рассматривают образцы шерстяной ткани)
Воспитатель. А вот к искусственным тканям относится, например, болонья. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу (дети рассматривают образцы)
Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде?
Дети. Нет. Через нее не проходит воздух так как нити плотно друг к другу.
Воспитатель. А теперь выясним какая из тканей хорошо впитывает воду. Наберите в пипетку воды и капните на ткани. Что произошло?
Дети. Лен, ситец и шелк быстро впитали воду,шерсть медленнее…
Воспитатель. А что будет если капнуть на болонью?
Дети. Вода не впитывается в ткань, она не промокает.
Воспитатель. Это свойство ткани, способность впитывать влагу, называется «гигроскопичность»
Мальвина. Значит «гигроскопичность» ткани зависит от состава нитей и от того, как они переплетены.
Буратино. А зачем нам знать про эту «гиро…про….» Ой, какое сложное слово…
Воспитатель. «гигроскопичность» очень важна, чтобы знать из какой ткани шить летнюю одежду, а из какой зимнюю.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня узнали много нового о ткани. Какие ее свойства вы запомнили (ответы детей)
А какую ткань вы посоветуете Мальвине на платье? И почему?
Дети. Лен, ситец, шелк. Она «дышит», в ней не будет жарко, она хорошо впитывает влагу и т. д.
Буратино. Ребята, а из какой ткани мне сшить куртку?
Дети. Из болоньи, она не намокает и ее не продувает ветер.
Какую одежду можно сшить из болоньи?
Дети. штаны, сумки, зонты.
Воспитатель. Как вы понимаете слово натуральные ткани и искусственные (ответы детей) Приведите примеры.
Воспитатель. Какие новые слова вы сегодня узнали (ответы детей)
Воспитатель. Ну вот и пришло время расставаться. Двери нашей лаборатории закрываются, но не на долго. Дорогие Герои мы приглашаем вас в следующее путешествие. Нас ждут новые открытия.