Елена Терещенко (Козицкая)
Тема: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА : «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
Виды детского экспериментирования
(по Н. Н. Подьякову)
Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)
Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Публикация «Тема: „Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи :
Расширение кругозора детей
Развитие у детей умения пользоваться приборами (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
vФормирование способов познания путем сенсорного анализа
Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Классификация детского
экспериментирования
По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы По месту проведения опытов : в групповой комнате; на участке По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка
По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические По продолжительности : кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.) По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные, многократные
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки
В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Создание условий для детского экспериментирования
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Оборудование для экспериментов
- Пособия и приборы для Для определения веса, игр с водой, снегом, льдом, со светом
с магнитом, стеклом, резиной
Ранний и младший возраст
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.
2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Комнатные растения и предметы по уходу за ними
5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.
6. Материалы по сезону, календари, макеты.
Примеры оборудования уголков эксперементирования в младших группах
Средний возраст
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Добавляются мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.
2. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними
3. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги
4. Картотеки с описанием опытов
5. Журнал опытов для зарисовки результатов.
6. Дидактические игры по экологии.
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Емкости для проращивания семян, луковиц.
2. Технические материалы: гвозди, гайки, магниты, молоточек, доска для забивания
3. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели,вата, марля, шприцы без игл.
4. Микроскоп, лупа, зеркальца, прозрачные и цветные стёкла, песочные часы, юла, волчок, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, коллекции камней, материалов, тканей, виды бумаги
5. Пооперационные карты, алгоритмы, схемы, модели опытов, приготовления простейших блюд (доска, безопасный нож).
6. Литература по окружающему миру, иллюстрированные альбомы
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования