Надежда Фёдорова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом — планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.
Задачи: Образовательные: учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом, и прежде всего к природе Кемеровской области (представителям царства животных и растений, правовому поведению у водоема и в лесу; уточнить представления о некоторых животных (мышь, барсук, лиса, заяц, медведь).
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Наш дом — планета Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: закреплять умение различать на слух голоса кукушки, совы, воробья, соловья; учить согласовывать движения в паре, подчиняясь ритму музыки; развивать внимание, зрительно-образную память; активизировать словарный запас (планета, сачок, листва, водоем, лаборатория, эколог, экологическая катастрофа).
Воспитательные: продолжать развивать умение договариваться между собой в процессе работы.
Материал: Демонстрационный: презентация, экран, аудиозаписи голосов Земли (пение птиц, шум листвы, журчание ручья); оборудование для игр с водой, бассейн с водой и мусором, макеты деревьев, мусорный бак, картинка с изображением зайца, закрытая бумага с прорезями. Зеленая и красная банки, памятки «Береги природу!», зеленая ткань для поляны. Раздаточный: бумажные лилии, сачки, пакеты для мусора, подставки, маркеры, фишки, листы бумаги формата А4 с нарисованной половинкой елки, платки, перья птиц, деревья (макеты, подставки для елок, галстуки, камешки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением экологических катастроф; рассматривание энциклопедий; презентации, Д/и на экологическую тематику.
Ход:
Воспитатель. Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Земля – родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.
Воспитатель обращает внимание на солнышко. Предлагает детям поздороваться с ним. Дети: (хором декламируют стихотворение Е. Благининой «С добрым утром»). Вместе с солнышком встаем, Вместе с птицами поем: С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы живем! Воспитатель предлагает подарить солнцу улыбки и тепло своих рук, протянув к нему ладошки. Воспитатель. Вы чувствуете, какое солнце ласковое, доброе, теплое? Оно освещает и греет нашу планету. На экране появляется изображение планеты Земля с темными пятнами. Воспитатель. Что это? Дети. Планета Земля. Воспитатель. Что с ней случилось? Почему она в черных пятнах? (ответы).
Голос Земли. Я - Земля! Я – Земля! Люди, планета в опасности! Земляне, вы слышите меня? Придите на помощь! Спасите меня! (аудиозапись «Голос Земли»).
Воспитатель. Какая помощь требуется Земле? (Ответы) .Откуда эти черные пятна? Дети. Может быть, это пожар, грязь. Воспитатель. Большой вред природе наносит человек. Какие могут быть экологические катастрофы? Это лесные пожары, попадание нефти и мазута в воду, загрязнение лесов мусором и другие. (Иллюстрации с изображением разлитой по воде нефти). Что случилось с морем?
Дети. По воде разлилась нефть.
Воспитатель. Почему это случилось?
Дети. Произошла авария танкера, на котором перевозили нефть.
Воспитатель. Почему возникают лесные пожары? (Ответы.) Что нужно делать с мусором после отдыха в лесу? (Ответы).
А вы хотите помочь нашей планете?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда предлагаю вам стать юными экологами! Сегодня мы научимся бережному отношению к природе. Нам предстоит очистить водоемы, посадить деревья, помочь птицам и животным, определять правила поведения в природе. Мы узнаем о работе экологов. И будим помогать друг другу, если это понадобиться. (Слышится журчание воды).
Воспитатель. Что вы слышите?
Дети. Журчит ручей, плещется вода.
Воспитатель. Вода просит нас о помощи. Давайте определим правила поведения у озера. (Иллюстрации- дети моют велосипед около озера, девочка высыпает мусор в речку, другая девочка рвет лилии.
Дети определяют правильно ли ведут дети - после правильного ответа появляется знак запрещения или разрешения.) Воспитатель. Теперь мы можем отправиться в путь к озеру. (Дети подходят к надувному бассейну с водой и мусором).
Воспитатель. Почему озеро звало на помощь?
Дети. Потому, что оно грязное. Воспитатель. Какой должна быть вода в озере?
Дети. Чистой, прозрачной.
Воспитатель. Как нам помочь озеру? Дети. Убрать мусор. Воспитатель. У меня есть сачки и мешки для сбора мусора.
(Дети вылавливают мусор и складывают мешки).
Молодцы, юные экологи, справились с заданием! Кому вы помогли, убрав мусор? (Озеру, рыбам, насекомым, водным растениям) Если вода будет чистая им будет хорошо. Нас снова зовут на помощь! Что или кто это может быть? Дети. Шум леса.
Воспитатель. Нас на помощь зовет лес. Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Вы слышите, как плачут деревья? Ты о чем шумишь листвою? Почему деревья плачут?
Дети. Их могли сломать, срезать ветки, порубить. Воспитатель. Как можно помочь лесу?
Дети. Не ломать, не рубить, посадить молоденькие деревья.
Воспитатель. Наша задача как экологов – посадить деревья. Для этого необходимо занять места в экологической лаборатории. Перед вами листы с нарисованной половиной кедра. Кедр, это какое дерево?. Дети. Хвойное. Воспитатель. Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей). Чтобы посадить кедр, нужно дорисовать вторую половину дерева маркером. Но дорисовывать нужно так, чтобы правая половина была точно такой же, как и левая. Приступайте к работе.
Какими получились ваши кедры? Давайте посадим наш лес! (дети ставят кедр на подставки) Молодцы, вы настоящие экологи! Какие у вас получились ровные, симметричные и красивые кедры! (слышатся голоса птиц) А вот и птицы прилетели в лес, который мы посадили! Послушайте и запомните их голоса. За то, что мы посадили деревья, на которых птицы могут вить гнезда, они оставили нам перышки. Какие красивые! Давайте поиграем с ними! Игра «Поймай перышко»
Воспитатель. Вспомните, голоса каких птиц вы слышали в лесу? (Дети называют. При правильном ответе появляется изображение птицы.) Воспитатель. Скажите, это какие птицы? (Дети называют перелетных и зимующих птиц). Какая помощь требуется птицам зимой. (Ответы детей). Дети считают птиц. Кому еще может понадобиться помощь в лесу?
Дети. Животным. Воспитатель. Настоящие экологи могут определить животное по его частям.
Игра «Узнай животное по части!»
(открывается часть животного)
Воспитатель. Заяц приглашает вас поиграть!
Игра «Больше – меньше». (На зеленом поле необходимо разместить животных, которые больше зайца, а на красном – тех, которые меньше. Дети берут изображения лесных животных на прищепке и прикрепляют их к плоскому кругу). Воспитатель. Молодцы! Вы правильно разместили животных.
Игра «Правильно – неправильно».
Нужно поднять красную фишку, если вы увидите изображение неправильного действия в природе, и зеленую фишку – если поступок правильный. (Девочка поливает цветы, мальчик ломает ветки, стреляет птиц и т. д.).
Воспитатель. Вы верно определили правила поведения детей. Сегодня мы проделали большую работу по оказанию помощи природе. Какой стала наша планета. Что вам понравилось на занятии. (ответы)Что нового узнали? Если считаете, что работа экологов нужная, опустите камешек в зеленую банку, если считаете, что эта работа не нужна, - в красную.
Давайте сосчитаем, сколько мальчиков и девочек уверены, что мы проделали нужную работу. А чтобы вы не забыли правила поведения в природе, я дары вам плакаты «Береги природу!». Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.