Галина Кирсанова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе: «Клуб юных художников»
Проблема. Как обратить внимание окружающих на красоту родной природы?
Материал: репродукции картин художников-пейзажистов о летней природе; природа участка (деревья, кустарники, цветники, травянистые растения, насекомые, птицы); изобразительный материал по выбору детей.
Тип занятия: комплексное
Вид занятия: познавательное
Цель: повышение интереса к истории и природе родного края.
Задачи:
-Развитие экологической культуры;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе: „Клуб юных художников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
-Доставить детям радость от участия в культурном экологическом досуге.
-Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;
-Привитие любви к своей малой родине;
-Расширение и углубление знаний о правилах поведения в природе.
Предварительная подготовка детей: разучивание стихотворений о природе.
Реализация
1-й этап.
Воспитатель. Вот и наступило долгожданное лето: стало тепло, часто светит солнышко на безоблачном голубом небе, кругом буйная зелень деревьев, кустов, трав. А знаете ли вы, как долго длится лето?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, правильно, лето длится три месяца: июнь, июль, август. Июнь – начало лета. В народе его называют Светозар. В это время много света и очень длинный день. Еще июнь именуют Разноцветом из-за обилия ярких нарядных цветов в полях и на лугах. От них в воздухе разливается пряный аромат. Много прекрасных стихотворений написано русскими поэтами о родной природе.
Воспитатель предлагает детям прочесть известные стихотворения.
Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим, как родную природу изображали художники.
Воспитатель проводит детей в галерею (мзыкальный зал, где расположена выставка репродукций картин И. И. Шишкина («Полдень в окрестностях Москвы», «Рожь», А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского («Радуга»). Предлагает полюбоваться работами великих мастеров.
После рассматривания детьми репродукций картин воспитатель привлекает внимание детей к картинам о радуге, используя стихи Ф. И. Тютчева:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
К. Феофанова:
С полей несётся запах хлеба
В разгорячённое лицо,
И опоясало полнеба
Румяной радуги кольцо.
Воспитатель. Обратите внимание на то, что хотя радуга есть на всех картинах, на каждой она новая, сияет над разными пейзажами. Один художник написал частичку её над деревушкой, другой – центральную часть радуги над полями, а третий – большую часть её дуги над рекой. Рассмотрим эти картины.
Педагог обращает внимание детей на цветовую согласованность в картинах, необычность колорита, формат полотен. Интересуется у детей, чем их удивили картины, как художникам удалось передать образ природы.
Воспитатель. Хоть картины и названы одинаково, но каждая рассказала нам о радуге по-своему.
Затем педагог переключает внимание детей на репродукции картин И. И. Шишкина.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
При рассматривании пейзажа педагог обращает внимание детей на выразительные средства, использованные художником.
Воспитатель. Какова же композиция этой картины? Каков её формат? Где расположена линия горизонта? В чём заключается её главная мысль (идея? Каков колорит картины? Назовите основные тона картины.
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте ещё раз насладимся пейзажами под музыку композитора Антонио Вивальди, которая называется «Лето».
Воспитатель. Понравились ли вам картины? Они замечательные, правда? Наверное, вам тоже захотелось взять кисти, краски и отправиться на природу, чтобы написать её портрет?
Ответы детей.
Воспитатель. Хорошо, мы так и сделаем, только сначала давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка «За грибами».
Все зверушки на опушке идут по кругу
Ищут грузди и волнушки
Белочки скакали, скачут
Рыжики срывали. срывают
Лисичка бежала, бегут
Лисички собирала. собирают грибы
Скакали зайчатки, скачут
Искали опятки. срывают
Медведь приходил, идут вразвалку
Мухомор задавил. топают правой ногой
2-й этап.
Дети вместе с воспитателем отправляются на прогулку, где проводятся наблюдения в природе, усиливающие у детей эмоциональный отклик на художественный образ летней природы.
Педагог предлагает детям сделать зарисовки тех объектов природы, которые поразили больше всего. Дети несколько дней работают над своими картинами. Воспитатель вместе с детьми радуется их успехам.
Воспитатель (предлагает). Ребята, а не создать ли нам клуб «Юный художник»? Мы бы с вами устраивали выставки своих работ в галерее, проводили бы экскурсии для посетителей и помогли бы им увидеть и оценить красоту окружающей природы, полюбить её так, как любим сами.
Получив согласие детей, педагог предлагает родителям принять участие в проекте: помочь детям изготовить рамки для художественных работ, подписать работы и совместно с детьми и педагогом организовать выставку (развесить картины, оформить красочные приглашения и т. д.).
Выставка работает в течение недели в определённые часы.
Дети, авторы работ, проводят экскурсии для детей других групп детского сада, родителей, сотрудников.
В первый день выставки проходит открытие клуба «Юный художник».
В течение летнего времени клуб функционирует в «Творческой мастерской», организованной на территории прогулочного участка группы.