Светлана Коноплева
Конспект занятия по экологическому развитию детей средней группы «Посадка лука»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Огород на подоконнике»
Тема: «Огород на подоконнике»
Цель: Приобщение детей к выращиванию огородных растений (посадка лука).
Задачи:
1. Продолжать формировать знания детей об основных условиях, которые необходимы для роста растений, в частности лука (земля, вода, тепло и солнечный свет). Учить сажать лук в землю. Уточнять и расширять знания об особенностях внешнего строения лука, его свойствах. Дать детям понятия «репчатый лук», «луковая шелуха», «зеленые перья». Продолжать знакомить с элементарными понятиями о природных витаминах.
Публикация «Конспект занятия по экологическому развитию детей средней группы „Посадка лука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Формировать трудовые умения и навыки. Развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, аккуратность. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
3. Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание выращивать их, наблюдать за их ростом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникация, физическая культура.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: кукла «дед», мешочек, две корзинки, карточки с изображением ягод, фруктов, лука, картинка репчатого лука и зеленого лука, плакаты («Овощи», «Порядок посадки лука», «Что нужно для роста растений», луковицы (коричневая, белая, фиолетовая, красная, по тарелочке для каждого вида лука, 2 луковицы для посадки, 2 прозрачные баночки, вода, лейка, земля, маска «лука», тетрадь «Дневник роста лука», конструктор.
Раздаточный материал: на каждого ребенка: фартук, стаканчик, луковица, палочка для рыхления.
Предварительная работа: дидактические игры по экологии «Чудесный мешочек», «Что где растёт», «Скажи одним словом», «Что лишнее», наблюдение и уход за комнатными растениями, рассматривание тематических карточек, отгадывание загадок, рисование и лепка овощей и фруктов, чтение стихотворений про огород.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел дедушка из деревни. Посмотрите, он принес мешочек и хочет загадать нам загадку о том, что лежит в этом мешочке.
Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает (лук)
- Молодцы, ребята! Конечно, это лук.
(Достать из мешочка луковицу)
- Ребята, как вы думаете, почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет? (ответы детей)
- Правильно!
- Посмотрите, в мешочке у дедушки есть еще карточки.
(Показать 2 карточки с изображением фруктов и ягод)
- Что изображено на карточках? (ягоды, фрукты)
- Дедушка предлагает поиграть в игру. Карточки нужно разложить в две корзины. В одну корзину мы положим карточки с изображением ягод, а в другую корзину карточки с изображением фруктов.
Дидактическая игра «Разложи по корзинкам»
Дети берут карточки, называют, что изображено у них на карточке, и кладут ее в соответствующую корзину.
Когда берут карточку с изображением лука, возникает затруднение.
- Ребята, как вы думаете, почему эту карточку нельзя положить ни в одну из этих корзин? (ответы детей)
- Правильно, потому что лук – это овощ.
- Какие овощи вы еще знаете? (ответы детей)
(Показать обобщающий плакат «Овощи»)
- Ребята, а как вы думаете, в овощах есть витамины? (ответы детей)
- Правильно, ребята! А где растут овощи? (на огороде)
- А сейчас можно сажать огород? (ответы детей)
- Почему? (потому что еще не растаял снег, не видно земли, холодно и т. д.)
- А вы знаете, что огород можно разместить на подоконнике?
- Как вы думаете, какие овощи можно выращивать на подоконнике?
(Подвести детей к ответу «лук»)
- Давайте сейчас поиграем в игру «Лучок». И дедушку пригласим поиграть с нами.
Хороводная игра «Лучок»
Дети встают в хоровод. Один ребенок стоит в центре круга, он «лучок». Дети водят вокруг него хоровод и поют:
Лучок, лучок,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
«Лучок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «луком». Вариант игры: «лучок» может танцевать в паре с тем, кого выбрал.
- Ребята, а дедушка вспомнил откуда у него в мешочке оказалась карточка с изображением лука. Эту карточку нам отправила Бабушка. И еще она прислала нам луковицы, чтобы мы получше познакомились с этим овощем.
(Достать из мешочка луковицу)
- Что это, ребята? (лук)
- Это репчатый лук.
- Посмотрите, ребята, оказывается, лук может быть разной формы и цвета.
(Рассмотреть луковицы разной формы и цвета)
- Какой формы луковицы? (круглой, овальной, удлиненной)
- Какого цвета луковицы? (коричневый, золотистый, белый, красный, фиолетовый)
- Репчатый лук покрыт множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой. А как вы думаете, почему, когда лук очищают от шелухи, то человек плачет? (ответы детей)
- Потому что, у лука есть защитная реакция. При чистке лука, он выделяет жгучее вещество, от которого слезятся глаза. Но тем не менее, лук очень полезный. Люди ещё в давние времена знали: чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг».
- Ребята, а кто знает, что такое недуг? (болезнь)
- В репчатом луке содержится много полезных веществ – витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям, улучшают работу сердца, животика, укрепляет десны и зубы. Больше всего лук полезен в сыром виде. Но лук, который добавляют при готовке в первые и вторые блюда также приносит большую пользу. У лука можно кушать, как саму головку, так и его зелень. Зеленый лук тоже очень полезен, он не такой горький как репчатый.
(Показать картинку с изображением луковицы и луковицей с зеленым пером)
- Как вы думаете, каким цветом лук внутри, под шелухой?
(Разрезать все луковицы пополам, рассмотреть)
- А кто знает какой лук на вкус?
- Давайте сейчас попробуем разный лук на вкус.
(Пробуем нарезанный лук. Делаем вывод: у лука может быть разный вкус)
- Вы хотите, чтобы у нас к обеду был зеленый лук?
- А где же нам его взять? (посадить)
- Правильно! К тому же, дедушка принес нам луковицы для посадки, чтобы у нас вырос зеленый лук. Давайте посадим луковицы в землю, а дедушка посмотрит, как аккуратно мы будем работать и потом расскажет об этом бабушке. Но прежде чем сажать-поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагать пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, (загибать по одному пальцу на обеих руках)
Горох, петрушку и свеклу.
Ох! (хлопнуть в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе, (попеременно ударять кулачками и
ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (загибать пальчики на обеих руках)
Горох? Петрушка иль свекла?
Ох! (хлопнуть в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучать ребром каждой ладони
по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, (загибать пальчики)
Горох, петрушку и свеклу.
Ох! (хлопнуть в ладоши)
Накрытые крышкой,
В душном горшке (сложить ладошки на столе крест-накрест)
Картошка, капуста, морковка, (загибать пальчики)
Горох, петрушка и свекла.
Ох! (хлопнуть в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (имитировать, как будто едят суп)
- Ребята, вспомните какие условия необходимы для роста растений? (земля, вода, тепло и солнечный свет)
(Рассмотреть плакат «Что нужно для роста растений»)
- Молодцы!
(Раздать детям по одной луковице)
- Ребята, рассмотрите луковицу. У лука есть верх и низ. Как вы думаете, откуда у луковицы будут расти зеленые листики? (ответы детей)
- Низ луковицы называется донце, из него будут пробиваться корни. Покажите где донце у луковицы.
- Ребята, подумайте, что нам понадобится для посадки лука? (ответы детей)
- А теперь вспомним порядок посадки растений.
(Рассмотреть плакат порядка посадки растений)
- Перед тем как приступить к работе, что мы сначала должны надеть на себя? (фартуки)
- А зачем нужно надеть фартук? (чтобы не испачкаться)
(Рассказать и показать порядок посадки лука)
- Насыпаем землю в стаканчик, перемешиваем землю так, чтобы не было комочков, чтобы земля была мягкой и однородной. После этого делаем в земле углубление и сажаем луковицу в образовавшуюся ямку, плотно прижимаем землю к луковице. Сажаем лук в землю донцем вниз.
- А сейчас надеваем фартуки и приступаем к работе.
(Дети сажают лук в землю. Воспитатель при необходимости помогает детям)
- Мы посадили луковицы в землю. Через несколько дней у луковицы сверху появятся зелёные росточки. Они называются перья лука. Вот эти зеленые перышки мы будем кушать с едой.
- Что нужно сделать теперь? (полить)
(Дети поливают лук)
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
- Как вы думаете, куда нам лучше поставить стаканчики с посаженным луком? (на подоконник)
- Правильно, ближе к солнечному свету.
(Воспитатель и дети выставляют стаканчики с посаженным луком на подоконник)
- Ребята, а зеленый лук можно вырастить не только в земле, но и в воде. Сейчас я в прозрачную баночку с водой помещу луковицу донцем вниз, и мы будем наблюдать как будут расти ее корни и зеленые перышки.
(Положить луковицы в прозрачные баночки с водой. Поставить на подоконник)
- Каждый день мы с вами будем наблюдать за тем, что будет происходить с луком. Как у луковицы начнут расти корни и зеленые перышки лука. Результаты наших наблюдений мы будем заносить в «Дневник роста лука».
(Показать «Дневник роста лука»)
- Посмотри, дедушка, мы посадили все луковицы, которые нам прислала бабушка. Ребятки благодарят тебя и бабушку. И ждем вас вместе с бабушкой в гости.
(Дети благодарят дедушку и прощаются)
- Ребята, сегодня вы посадили в землю лук и теперь мы каждый день будем ухаживать за ним и наблюдать, как он растет на нашем огороде на подоконнике.
Рефлексия:
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Как мы будем наблюдать за ростом лука?
- Что нового вы узнали?
- Зачем надо кушать лук?
- Что больше всего понравилось вам на нашем занятии?
После занятия в свободной деятельности предложить детям построить из конструктора заборчик для огорода.