Любовь Хлебутина
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Вода — основа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта дата:
организованной учебной деятельности
Образовательные области: «Социум».
Разделы: Экология.
Тема: Вода - основа жизни.
Цель:
1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества. Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Демонстрационный материал: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, растительное масло, травяной настой, масло мяты, салфетки, трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотиваци-онно-побуди-тельный Игра «Подбери слова». Называю слово и бросаю мяч ребенку.
Вода – питьевая, чистая, грязная, холодная….
Река – тихая, быстрая, чистая, глубокая….
Море – соленое, черное, ласковое, тихое…
Дождь – весенний, мелкий, грибной… Ловят мяч и подбирают к слову прилагательное.
Организаци-онно-поиско-вый Игра «Что умеют мои руки».
А мои руки умеют экспериментировать. Разрешите мне воспользоваться сегодня на занятии этим даром, пригласить вас в удивительную лабораторию.
Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? А хотите больше узнать о воде?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
(стихотворение Рыжовой А. И.)
Развивающая игра «Кому нужна вода?»
Вот видите, вода повсюду. А играть с водой вы любите?
Есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей)
сложите руки лодочкой. (наливает воду в ладошки, вода просачивается.
Воду трудно удержать,
Она стремиться убежать.
Ребята, как нам справиться с водой? Бросает каждому в ладошки кубик льда.
Превратилась в лёд вода,
Не стремится никуда.
Дети, послушайте загадку:
На одном берегу реки живёт гномик, а на другом – его друг. Река глубокая, поэтому друзья встречаются редко. Когда это происходит?
А теперь вкусная загадка: «Круглое, румяное, для детей желанное»
Может ли яблоко быть квадратным, треугольным?
- А вода какой формы?
- Сейчас мы посмотрим, какой формы вода. (приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)
- Какой формы вода?
- Почему вода приняла разные формы?
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на доску.
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
- Ребята, как узнать имеет ли вода запах?
Вывод: У воды нет запаха. И это свойство воды мы обозначим вот таким знаком (выставляю знак на доску)
Дети, как узнать какого вкуса вода?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось?
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Фокусы с водой:
В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
Как хорошо, что есть вода.
игра «Хорошо-плохо»
показываю карточку, на которой изображён кран с капающей водой.
- Дети, что означает эта карточка?
- Правильно дети, воду нужно беречь, не оставлять открытым кран после умывания. Вода течёт по трубам из большой реки, и если мы будем забывать перекрывать воду, то чистой воды будет мало.
читаю стихотворение С Погореловского:
«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет Дети (поочерёдно). «Мои руки умеют…».
- Вода хорошо : можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т. д.
- Вода плохо : наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т. д.
Воду нужно закрывать
Рефлексивнкорригиру-ющий
Итог занятия :
При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.
Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. - Вода не имеет : цвета, запаха, вкуса, формы
Ожидаемый результат.
Знать: о ценности воды в жизни человека
Иметь: представление о разнообразии состояний воды в окружающей среде.
Уметь: бережно относиться к воде