Гузель Хаматьянова
Конспект занятия по экологии «Сохраним природу республики Башкортостан» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных республики Башкортостан. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Сохраним природу республики Башкортостан“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа Башкортостана. Животные, растения
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Ход занятия:
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся своим отличным настроением
(Этюд – приветствие)
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, матушка – Земля!
(обращаются к гостям)
Здравствуйте, мои друзья!
(дети присаживаются)
Воспитатель. А теперь послушайте песню.
Слайд 2
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, край, район, станица)
Слайд 3
Да, мы с вами живём в Республике Башкортостан,Бураевском районе, селе Бураево– они для нас самые родные.
А сейчас нам прочтет стихотворение
Слайд 4
Башкортостан-республика моя!
Люблю твои зеленые края,
Твои высокие горы, голубые озера
Все что связано с тобой-
Это край любимый мой
Это край родной люблю
В сердце бережно храню.
Воспитатель: Молодец! Эльмира, спасибо тебе.
Слайд 5
Я сегодня хочу вас познакомить с необычной, современной книгой или интерактивной игрой, которая называется лепбук и которую можно сделать своими руками. Здесь помещается различная информация о каком-нибудь предмете, событии, времени года или природе. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ о лепбуках)
Воспитатель: Вы хотите сделать свой лепбук о природе нашего края?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте составим проект такого лепбука. Для этого необходимо вспомнить всё, что мы знаем о природе республики Башкортостан. (На магнитной доске постепенно выстраивается ряд карточек-надписей, так как дети умеют читать, определяющих разделы лепбука)
(Башкортостан - Моя малая Родина, Животные Республики Башкортостан, растения Республики Башкортостан, экосистема, Красная книга Республики Башкортостан, лекарственные растения Республики Башкортостан, Правила поведения в природе)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, по родному краю, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей- флора – мир растений, фауна – мир животных)
Слайд 6
Воспитатель. Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:
Дидактическая игра «Кому – что?»
Слайд 7
— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.)
– Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
Слайд 8
— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
Слайд 9
— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).
Воспитатель. Мы с вами переходим к Животным нашего края.
А о ком пойдет речь, узнаете из загадки:
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (лиса).
(Беру лису и выставляю на магнитную доску)
1. Где живет лиса? (в дупле, в норе, в гнезде). Выберите правильный ответ.
2. Для чего лисе длинный пушистый хвост? (чтобы ловить на хвост рыбу, чтобы заметать хвостом следы, чтобы использовать его как руль).
Еще загадка послушаите
Что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).
1. Чем питается заяц зимой? (орехами, корой деревьев, травой)
2. Зачем зайцу длинные ноги? (чтобы быстро бегать, рыть землю, прыгать по деревьям).
Воспитатель. Молодцы, вы правильно ответили на вопросы!
- Кто еще живет в лесу? (перечисляют - беркут, синица, белка, волк, барсук, гусеницы, бабочки, паучки и т. д.). Чем они питаются? (птицами, орехами, грибами, травой, другими животными и растениями).
- Вот видите: одни животные питаются травой, другие насекомыми, а третьи другими животными.
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.
Например: ястребам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, гусеницам – без листьев, всем вместе – без леса. Лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом.
Но для роста деревьев и других растений необходимы определенные условия. Какие? (свет, влага, тепло).
- Вот видите, как все связаны друг с другом и взаимозависимы, как звенья одной цепи. Ученые ее называют – пищевая цепочка.
- Посмотрите, если мы уберем одно звено, что тогда будет? Изменение одного звена влечет за собой изменение во всех остальных звеньях. Вот оказывается, почему надо сохранять всех животных и растения.
Слайд 10 с экосистемой
Воспитатель: А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод, зайца, волка, солнца, тучи и т. д.
(Дети у интерактивной доски выполняют задание по очереди, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).
Воспитатель. А сейчас переходим к Растениям нашего края. Я буду загадывать загадки и а вы отвечать какое это растение.
1. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
Слайд 11
2. На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Слайд 12
3. Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Слайд 13
4. Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Слайд 14
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
А сейчас прочтё т стихотворение:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»
Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, и прочитайте, что написано
(Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано)
Слайд 15
"ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Воспитатель.
1.- Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 16
2. Как называется книга, в которую заносят исчезающие виды животных и растений? (Красная книга). О чем нам говорит красный цвет?
Слайд 17
Слайд 18
3. Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Воспитатель. Молодцы, ребята! Мы с вами назвали какие растения и животные занесены в Красную книгу. Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, правила поведения в природе (прикрепляю на магнитную доску знаки, а они называют правило).
Воспитатель. И теперь вы, как настоящие экологи, помогите разрешить вот такие ситуации:
1 ситуация: Дети пошли на прогулку. Вы видите, как мальчик из младшей группы сорвал травку и положил ее в рот. Что вы ему скажите?
2 ситуация: Вы со старшими друзьями оказались в парке или в лесу, и они начинают разводить костер. Как вы отнесетесь к этому?
3 ситуация: Вы с родителями пошли в зоопарк и видите, как кто-то из детей просовывает руку в клетку, бросает камешки в вольер, подает зверям из руки корм, стучит по клетке. Как вы к этому отнесетесь?
Воспитатель.
- Молодцы, дети, вы ответили на все вопросы
Воспитатель. Ребята, сегодня мы обговорили почти все этапы, намеченные в Лэтбуке, но остались у нас что ребята. Это лекарственные растения республики Башкортостан
Слайд 25
Слайд 26
Воспитатель. А теперь послушайте стихотворение:
Слайд 27
Дерево, трава, цветок и птица (Амалия Р.)
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок, (Валерия Р.)
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Включить песню Ю. Антонова "Не рвите цветы"
1. Без чего невозможна жизнь на Земле? (без воды, почвы, воздуха, света).
2. Что приводит к загрязнению атмосферы: воды, воздуха, почвы? (выбросы грязного, вредного отравляющего дыма, дыма заводов, фабрик, выхлопные газы машин, свалки мусора и т. д.).
3. Что же делать? Как нам сохранить природу?
Максим К.
(Надо защищать природу, заботливо к ней относиться, соблюдать все правила поведения в природе, запрещать в больший количествах отлавливать рыбу, следить за чистотой воздуха, не выбрасывать мусор и т. д.).
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Игра «Рассортируй мусор по контейнерам»
Детям предлагаются контейнеры (стекло, пластик, пищевые отходы, металл, бумага) и карточки с различными предметами и они раскладывают в нужный контейнер.
Слайд 32
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной подобного нет.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Воспитатель. Ребята, вы достойны звания «Юный эколог» и я вам вручаю медальки. (Надеть детям медальки)
Слайд 33
Воспитатель. И в заключение нашего занятия, произнесем девиз
"НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ!
Слайд 34
Воспитатель. Вот и подошло наше занятие к концу, мы с вами научились как подбирать информации наш ЛЭПБУК «Сохраним природу Республики Башкортостан». Ребята, скажите, что нового и интересного вы узнали и что вам понравилось больше всего? (ответы детей)