Татьяна Гусева
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Береги природу»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 35 (Кутузова 19а)
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема «Береги природу»
Направление «Познавательно-речевое развитие»
познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой).
Гусева Т. Ю.
2017г
.
Программное содержание :
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Береги природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
- учить отгадывать загадки,
-учить описывать птиц
-закреплять знания правила поведения в природе
Развивающие задачи :
- развивать интерес к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
- дать представления о значении леса для окружающей среды
Воспитывающие задачи:
- формировать желание заботиться о птицах и об окружающей среде.
-фоспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке, разгадывание загадок о птицах. чтение Сладков "Синичкина кладовая",Ушинский "Ворона и сорока". Рассматривание картин леса.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих и перелётных птиц, картинки леса,запрещаюшие знаки (поведение в пророде)
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М. В. Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
2. Беседа.
Воспитатель:
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
Ответы детей (о перелётных)
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?
Ответы детей (потому что они улетают зимовать в тёплые края)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
(Ответы детей –у нас им нет корма потому что снежная и морозная зима
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Варя выди опиши птицу какая она?
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Платон выйди опеша ласточку
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
- Почему вы так думаете?
3. Физкультминутка «Перелётные птицы»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Воспитатель:
- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.
(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
-Дима какая это птица (о. д. –Ласточка)
-Мила а это какая птица (о. д. -Журавль)и т. д.
- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.
Дети скажите кто из птиц улетают первыми
Ответ детей (Ласточки)
-А когда они улетают давайте вспомним (после орехового спаса)
-А какая птица улетает последней
Ответы детей (утки и гуси)
-Почему (эти птицы водоплавующие)
- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Ответы детей - Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – воспитатель выставляются картинки.
- Какие это птицы? О. Д. (Зимующие).
-А почему же они не улетают?
- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
4. Игра «Найди птицу» - необходимо отгадала какую птицу загадала воспитательи показать эту птицу.
Загадки про зимующих птиц
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая. (Ворона (кар- Кар)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей чив-чив)
С ветки на ветку
Прыгают соседки.
Обе белобоки.
Кто они?. (Сороки) - Ча-ча-ча! (Сорока)
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица) - Синь-синь-синь (Синица)
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!
(Дятел)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно угадали.
5. Игра «Кто лишний
Воспитатель-А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
- Молодцы, справились с заданием.
Ребята А где живут птицы?
Ответы детей (В парках, а близи домов,и конечно в лесу)
Воспитатель-Я приглашаю вас отправится со мною в лес. (Дети с воспитателем идут в лес рассматривание кортинок лесных жителей)
Покоз слайда лес Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой!
6. Беседа о значении леса в природе и жизни человека.
“Для чего мы с лесом дружим.
И зачем он людям нужен?”
– Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).
Воспитатель-
В лесу всё прекрасно.
Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес.
А как легко и свободно дышится в лесу!
Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.
Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств.
Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели.
При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства.
Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы.
Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.
Слайд загаженного леса
Воспитатель-посмотрите дети а всё ли в порядке в этом лесу?
Воспитатель-Кто набросал мусора,и что может произойти с нашей природоЙ (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить?
Дети: В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений.
Если мы будем мусорить, то растения погибнут и животным и птицам не чем будет питаться и негде будет жить, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.
Воспитатель: А что ещё нельзя делать в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям?
Дети: Нельзя в лесу жечь костер, ветки ломать, животных и насекомых обижать.
Показ слайда Экологические беды леса
Воспитатель- Все эти беды могут произойти по вине человека,который не соблюдает правила поведения в природе.
А сейчас я предлогаю вспомнить и повторить условные знаки охраны природы.
Воспитатель показывает слайд» Условные знаки охраны леса»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Воспитатель-А каком поступки говорится в стихотворении о хорошем или плохом (Дети о плохоМ –нельзя рвать цветы)
Воспитатель –Да если мы не будем нарушить правила поведения в природе,то и она нас будет радовать своей красотой во все времена года!
Покоз слайда «Лес –лёгкие нашей планеты»
7. Заключительный этап.
Воспитатель– Что значит любить природу (ответы детей
-Какую пользу приносит лес человеку (ответы детей)
Воспитатель обобщает-Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.
Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы!
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Воспитатель-На этом наше занятие подошло к концу и Ульяна прочитает нам стихотворение
В воскресенье мы решили
И кормушку смастерили
Воробей снегирь –сосед
Будет вам зимой –обед
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок!
А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ РАЗГЛЯДИМ КОРМУШКИ КОТОРЫЕ ВЫ ПРИГОТОВИЛИ С РОДИТЕЛЯМИ (воспитатель с детьми идут и рассматривают кормушки)