Лобжанидзе Русудана Резовна
Конспект занятия по экологии «Речка, реченька, река» в старшей группе
Конспект занятия по экологии «Речка, реченька, река». (старшая группа)
Цели:
- Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять описательный рассказ о знакомых реках.
- Помогать формировать любовь к малой Родине.
- Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.
- Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Речка, реченька, река“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Расширять и активизировать словарь детей.
Материал:
Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озёр, лесного родника, болота. Заготовки запретных знаков. Простой и цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним лето. Все вы летом отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в пруду, в озере. А как вы думаете где живет вода в природе? (в реках, озерах, в морях, океанах)
- Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля. Какой краски на глобусе больше всего? Что изображено голубым цветом на глобусе? Как вы думаете? Чего больше на Земле воды или суши? Да, воды на Земле больше, чем суши. Вот поэтому нашу планету Земля еще называют голубой планетой.
А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?
Отгадайте загадку:
Он бьёт фонтаном из земли.
Впадает в русло он реки.
Из недр земных он к нам проник.
И все зовут его. (родник).
- А вы знаете, что такое родник? (высказывания детей)
- Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются и образуется река. Вот так из родника зарождается река.
Родник еще называют ключом.
Д/игра «Подбери слова».
сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина).
- Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место, где родился человек. А родник – это место, где рождается река.
Воспитатель: А ещё река может начинается от ледника, от болота, от озера? Начало реки называется исток.
Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река.
Воспитатель. Ребята а кто скажет, как называется самая главная река в нашем городе? Дети. Нева.
Дидактическая игра «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы назовете слово противоположное по значению.
Речка глубокая…. (мелкая)
Речка извилистая…. (прямая)
Речка широкая…. (узкая)
Речка длинная (короткая)
Речка бурлящая…. (спокойная)
Вода в речке холодная….(теплая)
Вода в речке мутная…. (прозрачная)
Ребята, молодцы! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково?
Дети. Речка. Реченька. Речушка.
А как назвать огромную реку?
Дети. Речища.
Воспитатель: Рыба, которая живёт в реке, как называется?
Дети. Речная.
Воспитатель. Все реки разные. Реки и речки бывают равнинными и горными. Равнинные текут медленно и плавно, у них низкие берега. Есть горные реки, у которых течение быстрое, бурлящее, а берега скалистые. Посмотрите на эти две картинки и скажите, чем отличается горная река от равнинной.
Воспитатель. Посмотрите на картину и скажите какое течение в горных реках?
Дети. Течение горной реки быстрое, бурлящее, шумное.
Воспитатель. А в равнинных?
Дети. А равнинной реки – медленное, плавное, спокойное.
Физкультминутка «Две реки»
Сначала вы будете равнинной рекой, а затем - горной. (Дети встают в колонну, держась за руки. Сначала они двигаются медленно, плавно, затем по сигналу воспитателя дети меняют темп движения: подпрыгивают, выполняют бег в быстром темпе.)
Воспитатель. Реки бывают большие и маленькие.
Воспитатель. Ребята, все реки впадают в моря. Вода в море соленая.
Воспитатель. Затем Вода из моря попадает в океан.
Воспитатель. Ребята, а для чего нужны реки?
Дети: Чтобы плавать на теплоходе, ловить рыбу, плавать и загарать…
Физкультминутка («Ручейки – река»)
(Дети - «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)
Воспитатель. Ребята, а попробуйте рассказать о реке, в которой вы плескались, купались летом. Какая в ней вода, какое у неё течение. Расскажите о её размере, глубине, какие у неё берега.
Воспитатель. А представьте, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными.
Дети. Погибли бы рыбы. Нельзя было бы ловить рыбу. Нельзя было бы пить воду. Погибли бы лягушки. Нельзя купаться. Животные не смогли бы пить и подходить к реке.
Воспитатель. Молодцы, правильно. А давайте нарисуем запрещающий знак для тех людей, которые губят наши реки. (Раздать заготовки для рисования).