татьяна викторовна петрова
Конспект занятия по развитию речи «Волга — великая река»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Подготовили Петрова Татьяна Викторовна, Бахтарова Наталья
Пр. содержание: Расширить знания детей о главной реке России – Волге.
Учить детей составлять рассказы из личного опыта «Отдых на Волге».
Развивать умения отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
Воспитывать у детей интерес к познанию своего родного края и желание оберегать его.
Ход занятия:
- Ребята, вы все помните, на какой реке стоит наш город Маркс? (ответы детей)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Волга — великая река“» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Давайте с вами совершим увлекательное путешествие по нашей реке Волге. Я буду капитаном, а вы будете моими матросами. Чтобы не сбиться с пути, возьмём с собой в дорогу вот эту карту.
- Ребята, я не случайно предложила вам совершить путешествие, т. к. с Волгой связана не только наша жизнь, но и жизнь всей России.
Сегодня я хочу рассказать вам о нашей Волге. Реку эту часто называют Волгой-матушкой, Волгой-кормилицей, Волгой-красавицей, Волгой-труженицей.
- Как ещё можно назвать Волгу? (великая, могучая, широкая, полноводная)
- Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности зародилась река Волга ( показываю на карте: Волга начинается с узенького прозрачного ручейка и тянется на тысячи километров)
Но тогда называлась она по-другому, и названий было несколько. Одни народы называли её «Ра», что значит «щедрая».
- Как вы думаете, что такое щедрая? (добрая, всё отдающая)
Другие народы называли её «Итиль», то есть самая главная, полноводная, могучая, широкая. Третьи называли Волгой, что означает «Светлая».
- На берегах Волги-матушки стоит много славных русских городов.
-Назовите, какие города могут встретиться нам на пути? (ответы детей)
Если взглянуть на волжские берега, откроется мир покоя и чарующей красоты, многие люди сочиняют про неё стихи, поют песни:
Задумчивая, синяя
В сиянии светлых вод
Каким хорошим именем
Назвал тебя народ
- Издавна Волга была главным водным путём. Вниз по течению к Каспийскому морю и от Каспия вверх плывут по Волге разные суда.
- Назовите виды речного транспорта? (пароходы, теплоходы, ракеты, катера, лодки и т. д.)
- Ребята, посмотрите, по реке плывёт что? Лодка ( выставляются картинки: лодки, катера, парохода, ракеты, баржи)
Д. и «Чего не стало»
(Плывёт одна лодка. К ней подплыла ещё одна лодка. Не стало лодок; катер-катера-катеров; пароход-пароходы-пароходов; ракета-ракеты-ракет; баржа-баржи-барж)
Капитан смотрит в бинокль.
- Ребята, я вижу маленький зелёный островок. Давайте здесь остановимся и поиграем.
Физминутка с мячом «Плавает не плавает»
- Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в ней водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде и не видывали. И я предлагаю вам немного порыбачить. Рыбалка заключается вот в чё м: кто отгадает загадку, тот и поймает рыбку.
1. Под водою проплыла
Рыба с пастью как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (щука)
2. Вот усатое бревно
Прилегло поспать на дно.
Почему бревно с хвостом?
Потому что это…. (сом)
3. Он всегда гулять идёт
Только задом наперёд.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а….(рак)
4. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно ёж?
Догадались? Это ….(ёрш)
- Молодцы, как много рыбы наловили, но нам пора отправляться назад в детский сад. По какой реке мы с вами сегодня путешествовали? Что вы узнали интересного?