Ирина Суслова
Конспект занятия по экологии для старшей группы «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия в необычной форме.
Тема :«Уж небо осенью дышало…»
Форма проведения: конкурс эрудитов «Умники и умницы».
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по экологии для старшей группы „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- учить анализировать и сравнивать (осень, зима, выделяя противоположные признаки;
- закрепить представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- активизировать речь детей, расширять словарный запас: бурелом, заячья столовая, логово, лесная подстилка.
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; диалогическую и связную речь; кругозор детей;
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.
Демонстрационный материал: картинки перелётных и зимующих птиц, картинки с признаками осени и зимы; картинки с изображением овощей и фруктов и муляжи.
Раздаточный материал: эмблемы для команд, смайлики.
Методические приё мы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, прогулка с родителями в парк, беседа о птицах и лесных животных.
Ход:
Воспитатель.
I. Организационный момент: дети сидят на стульчиках полукругом, рядом педагог.
Воспитатель:
- Дети, сегодня, когда я шла утром на работу, передо мной шли два мальчика и очень громко спорили. Один мальчик говорил, что сейчас осень, а второй мальчик говорил, что зима. А как вы думаете, какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
- А вся ли осень одинакова?
Дети: нет.
- Какая бывает осень?
Дети: ранняя, золотая, поздняя.
- Сколько осенних месяцев вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Правильно, и первый осенний месяц называется - сентябрь. Какая осень в этом месяце?
Дети: ранняя.
- Чем отличается ранняя осень от поздней?
Дети: ранней осенью теплее, листья на деревьях ещё зелёные, не опали, день длиннее, солнце светит чаще, дожди идут реже, нет холодного ветра.
- А почему в октябре, во второй осенний месяц, осень называют золотой? Как вы думаете?
Дети: потому что в октябре на деревьях листья жёлтые как золото.
- Как называют осень в ноябре?
Дети: поздняя осень.
- А сейчас какой идёт месяц?
Дети; ноябрь.
- Что вы можете рассказать о поздней осени в ноябре?
Дети: солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, надевают тёплую одежду.
- Да, молодцы, хорошо вы знаете признаки осени. В таком случае, я предлагаю нам провести конкурс знатоков «Умники и умницы».
Разделимся на команды с помощью «Чудесного мешочка» (выбирают грибочки или листочки). У нас образовалось две команды, которые называются «Грибочки» и «Листочки». Предлагаю вам встать и поприветствовать друг друга.
Команда «Грибочки».
Мы грибочки, мы грибочки, мы растём у самой кочки,
А ещё у быстрой речки, где гуляют человечки.
Команда «Листочки».
Мы листочки, мы листочки, жёлтые листочки.
Подарила осень нам жёлтые платочки.
1. Конкурс «Птицы».
- Команда «Листики» выбирает из всех птиц, находящихся на столе, перелётных и помещает их на свою магнитную доску, а команда «Грибочки» выбирает зимующих птиц и помещает их на доску с изображением грибочка.
- Итак, по команде, 1.2.3.- к заданию приступи.
Дети под музыку выполняют задание. По окончанию конкурса педагог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и называют вместе птиц.
2. Конкурс загадок.
(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Грибочки», потом команде «Листочки»)
1. Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
2. Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы? (Гриб)
3. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц)
4. Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко)
5. Летом вырастают,
А осенью опадают (Листья)
6. В чаще ходит зверь рогатый,
Все зовут его «сохатый».
Так давно уж повелось,
В тёмной чаще бродит (лось)
7. И зелен, и густ,
На грядке вырос куст,
Покапай немножко,
Под кустом… (картошка)
8. Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
- Молодцы, все загадки отгадали правильно.
3. Конкурс «Найди картинки с признаками осени и зимы».
У каждой команды на магнитной доске расположена картинка с временем года, у команды «листиков» - осенняя картинка, а у команды «грибочки» - зимняя картинка.
- Команда «Листики» выбирает из всех картинок, находящихся на столе, с признаками осени и размещает их на магнитную доску, а команда «Грибочки» выбирает картинки с признаками зимы и помещает их на свою доску.
- Итак, по команде, 1.2.3.- к заданию приступи.
Дети под музыку выполняют задание. По окончанию конкурса педагог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и называют вместе признаки
4. Конкурс «Вопрос-ответ».
Педагог поочерёдно для каждой команды задаё т вопросы:
1. Как готовится к зиме медведь?
Рассказ ребёнка из команды «Грибочки» из 3-4 предложений.
Медведи питаются ягодами, орехами, муравьями, рыбой. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Поздней осенью они устраивают себе берлогу в потаённом месте, в буреломе. Забираются туда и спят всю зиму. У медведиц зимой рождаются медвежата.
2. Как готовится к зиме белка?
Рассказ ребёнка из команды «Листики» из 3-4 предложений.
Белка к зиме делает запасы еды: жёлуди и орехи она прячет в лесную подстилку и в дупло. Достать их может оттуда не только сама хозяйка, но и другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев. К зиме шубка у белки становится мягкая, пушистая, а цвет сероватым. В сильные морозы белочка спит, укрывшись своим хвостом, как одеялом.
3. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)
4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)
5. Как готовится к зиме ёж?
Рассказ ребёнка из команды «Грибочки» из 3-4 предложений.
К холодам ежи накапливают жир, питаясь ящерицами, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе гнездо для зимовки, таскает в нору сухие листья и мох. Спит он всю зиму, свернувшись клубочком. Спит, пока не выглянет весеннее солнышко.
6. Как готовится к зиме заяц?
Рассказ ребёнка из команды «Листики» из 3-4 предложений.
Перед наступлением зимы зайцы меняют серую шубку на белую. Питаются зимой корой деревьев и мелкими веточками. Зимой поваленное дерево для зайцев может стать настоящей заячьей столовой. Постоянного жилища у них нет. В холода они прячутся под заснеженными кустами.
7. Какие звери рыщут по заснеженному лесу в поисках добычи? (волки и лисы)
Лисы и волки – это хищники. Зимой волки охотятся на кабанов, зайцев, косулей. А лисы нападают на мелких животных: мышей, птиц, зайчиков. Зимой их шерсть становится более густой и, поэтому им морозы не страшны.
8. Кто из зверей осенью сбрасывает рога? (лось)
Лисы и волки – это хищники. Зимой волки охотятся на кабанов, зайцев, косулей. А лисы нападают на мелких животных: мышей, птиц, зайчиков. Зимой их шерсть становится более густой и, поэтому им морозы не страшны.
- Молодцы, справились с заданием хорошо.
5. Конкурс «Овощи-фрукты».
- Команда «Листики» выбирает из всех картинок, находящихся на столе, фрукты и складывает их в свою корзину, а команда «Грибочки» выбирает картинки с овощами и складывает их в свою корзину.
- Итак, по команде, 1.2.3.- к заданию приступи.
Дети под музыку выполняют задание. По окончанию конкурса педагог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и называют вместе овощи и фрукты.
После каждого конкурса команды за правильное выполнение задания получают смайлики.
Рефлексия:
- Что вам понравилось на занятии больше всего?
- Какие задания показались вам трудными? Вы с ними справились?
- Что вы расскажете интересного о сегодняшнем занятии дома?