Елена Друзик
Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей старшей группы «Звуки [с], [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:продолжать знакомить детей со звуками [с], [ш].
Задачи:
-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с],[ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах.
- развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения.
Публикация «Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей старшей группы „Звуки [с], [ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
- воспитательные : совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность.
Материалы и оборудование: картинки: кот Матроскин, пес Шарик, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, раскраски.
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.
Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).
«Улыбка – трубочка»
- Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.
«Качели»
- Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.
«Чашечка»
- Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим,
Крепче, крепче, крепче.
Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть
(глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой.
2. Основная часть.
Воспитатель : Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (воспит. выставляет картинки Матроскина и Шарика на магнитную доску). Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться, мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.
Воспитатель : - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?
Ответы детей.
Воспитатель : - Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.
(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы, уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш]) .
Воспитатель :
- Звук [С] - согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.
- Звук [Ш] - согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху.
Игра «Замени звук»
Воспитатель : я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.
Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз-сюда, два-туда
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали
Раз, два заниматься нам пора!
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Звуковой кубик».
Игра «Звуковой кубик» Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш], а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С].
Воспитатель : Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)
Са-са-са – это хитрая лиса
Су-су-су – и живет она в лесу
Сы-сы-сы – много дела у лисы
Со-со-со – она крутит колесо
Ша-ша-ша – наша Маша хороша
Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо
Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу
Ши-ши-ши – каши ешьте малыши
Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель : Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.
Мама положила кассу – Мама положила кашшу
У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка
Максим надел ссорты – Максим надел шшорты
У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка
- Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР, СОМ.
Ответы детей.
3. Итог занятия.
Воспитатель : Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски (Дарит раскраски кота и пса). Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.
Дети: До свидания!
Воспитатель : Молодцы ребята! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?