Михеева Ольга
Конспект занятия «Путешествие в страну часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Путешествие в страну часов».
Цель:
Учить детей определять причинно-следственные связи.
Образовательные задачи:
1. Познакомить обучающихся с историей часов.
2. Подвести к пониманию их значения и функции.
3. Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части).
Развивающие задачи:
Развивать творческое воображение и логическое мышление.
Воспитательные задачи:
Учить беречь время.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну часов“» размещена в разделах
Материал: игрушка-медвежонок, игрушка-петушок, настенные часы, песочные часы, наручные механические часы, презентация «Происхождение и виды часов».
Оборудование: ноутбук.
Методы и формы работы: индивидуальная, коллективная формы работы; дидактическая игра, беседа, рассказ, наблюдение, упражнение, моделирование.
Ход занятия
I. Инициация.
II. Изучение нового материала.
Педагог: Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто-то плачет. Посмотрела я и увидела, что это вот такой маленький медвежонок. Я его спросила, что случилось. А он говорит, что его пригласили в гости, а когда он пришел, то было уже поздно — все гости разошлись, а главное, ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?
Обучающиеся: Поздно вышел из дома.
Педагог: Ребята, вы все говорили правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома?
Обучающиеся: Надо посмотреть на часы.
Педагог: Ребята, наше занятие будет посвящено времени и часам.
(Чтение стихотворения о часах)
ЧАСЫ
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог,
Нам всё часы покажут точно,
Ты понимать учись их срочно,
Чтоб на вопрос «Который час?»
Ответить мог ты всякий раз.
Педагог: А вы думаете, у медведя в лесу есть часы?
Обучающиеся: Нет.
Педагог: А что будет, если и у нас пропадут все часы?
Обучающиеся: Все будут опаздывать на автобус, на работу.
Педагог: Если было время, когда часов не было, так как же люди определяли, когда надо было вставать, когда ложиться спать?
Обучающиеся: По солнцу.
(Демонстрация слайдов)
Педагог: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда они спали больше — летом или зимой?
Обучающиеся: Люди спали дольше зимой. Потому что солнышко зимой встает позже, чем летом.
Педагог: А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. Скажите, когда тень длиннее?
Обучающиеся: Тень длиннее, когда солнышко только встает или когда оно зайдет за горизонт.
Педагог: Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем — короче. Проснулся человек и увидел тень от солнца. Как он определял время?
Обучающиеся: Утром тень в одной стороне, а вечером в другой.
Педагог: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал вот такие часы (показывает рисунок солнечных часов). Эти часы называются солнечными. Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами? (Слайд №2, №3, №4, №5)
Обучающиеся: Нет, их неудобно было носить.
Педагог: А что плохого в этих часах? Почему мы ими не пользуемся сейчас?
Обучающиеся: Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду они не работали.
Педагог: Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?
Обучающиеся: Люди придумали песочные часы.
Педагог: С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
Человек изобрел песочные часы (показывает песочные часы). Что в них было хорошо? А что плохо?
Педагог: Конечно, эти часы надо было всегда вовремя переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. (Слайд №6) Потом эти часы нельзя брать с собой, когда ты уходишь из дома. Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы с собой в детский сад или на занятие.
Обучающиеся: Надо постоянно их переворачивать, а это неудобно.
Педагог: А вот эти часы рассчитаны на 1 минуту. А как вы думаете, 1 минута — это много или мало? Что можно сделать за одну минуту?
Обучающиеся: Поиграть.
Педагог: Сейчас мы с вами проверим, много ли это — 1 минута.
Физкультминутка «Часы».
Педагог: Будем играть до тех пор, пока не пересыплется песок в песочных часах.
(Пальчиковая игра-разминка «Мышь и часы»).
Педагог: А хотите, проведем еще один опыт? Вы сами согласились, теперь пеняйте на себя. Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Играем?
Игра «Молчанка».
Обучающиеся: Да! (Дети молчат ровно 1 минуту — пока сыплется песок).
Педагог: А теперь 1 минута — это много или мало?
Обучающиеся: Это очень много.
Педагог: Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго.
Обучающиеся: Когда ничего не делаешь, время долго идет.
Педагог: Правильно вы сказали. Время долго тянется, когда делать нечего. А когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица: «Скучен день до вечера, когда делать нечего». Дети, а вы хотите запомнить эту пословицу?
Обучающиеся: Да. (Повторяют все вместе).
Педагог: После песка люди пробовали использовать воду. (Слайд №7, №8).
Педагог: Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло, но и такие часы показывали неточное время. (Слайд №9, №10) Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени? Как вы думаете, что плохого было в таких часах?
Обучающиеся: Мог случиться пожар. Это очень опасно.
Педагог: Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, песочные и масляные — были не очень удобны, и человек придумал простой механизм.
(Устройство часов)
Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. (Слайд №11) Но все-таки эти часы были тоже неудобны. Почему?
Обучающиеся: Потому, что они далеко и высоко.
Педагог: Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И какие тогда часы придумали люди?
Обучающиеся: Придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме.
(Слайды №12-18)
Педагог: Часы стали вешать на стене, ставить на пол. Как называются часы, которые висят на стене?
Обучающиеся: Настенные часы.
Педагог: Как называются часы, которые стоят на полу?
Обучающиеся: Напольные.
Педагог: Как называются часы, которые стоят на столе?
Обучающиеся: Часы, которые стоят на столе, называются настольные.
Педагог: А как называются часы, которые носит человек на руках?
Обучающиеся: Наручные.
Педагог: А сейчас прослушайте загадку:
Раньше всех проснётся он-
И раздастся в доме звон.
(Будильник.)
Вот часы-будильник. А почему у них такое название? (Демонстрация будильника).
Обучающиеся: Потому, что они будят людей по утрам. Они звенят.
Педагог: (Заводит наручные часы и спрашивает). Ребята, что я делаю?
Обучающиеся: Заводите часы.
Педагог: А зачем я их завожу?
Обучающиеся: Чтобы часы работали.
Педагог: Долго ли будут работать эти часы?
Обучающиеся: Пока не закончится завод.
Педагог: Какие недостатки у механических часов?
Обучающиеся: Эти часы надо заводить. Пружина, которая есть в них, часто ломается. Если забудешь завести такие часы, они остановятся.
Педагог: Вот для этого человек придумал электронные часы. Они работают на батарейках. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы.
Педагог: Ребята, скажите, а у электронных часов есть недостатки? Назовите их.
Обучающиеся: Может батарейка сломаться, и они не будут показывать время.
Педагог: Сейчас поиграем в игру «Когда это бывает?»
(Дети читают стихотворения-загадки)
Над рекой заря встаёт,
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(Утро.)
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
(Вечер.)
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(День.)
В небе звёздочки горят.
Птицы спят, и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
(Ночь.)
На лугу цветы проснулись,
Мы в кроватках потянулись.
Молоко лакает кот,
Нас на кухне ждёт компот.
(Утро.)
Стали птицы тише петь,
Сели мы кино смотреть.
За стеной шуршат мышата,
Спят игрушки и ребята.
(Вечер.)
Педагог: А сейчас я предлагаю вам стать изобретателями.
Попробуйте придумать часы, которые не надо было бы носить на руке, чтобы эти часы были маленькие, но мы бы всегда могли знать, который час.
Обучающиеся: Часы-кулончик, часы-кошелек.
Педагог: Возможно, будет такое время, когда часы будут вмонтированы в сережки, или их можно будет носить, как линзы для глаз. Может быть, будут часы, вмонтированные в очки и т. д. Человеческая мысль не стоит на месте, человек всегда изобретает что-то новое.
Педагог: Сейчас я предлагаю вам нарисовать часы, которые вы хотели бы иметь. Пусть это будут новые, оригинальные часы, которых пока еще нет на свете. На следующем занятии вы мне их покажете и расскажете о своих изобретениях. Ваши рисунки мы подарим медвежонку. Он выберет самые подходящие для себя часы и больше никуда не будет опаздывать. А медвежонок нам на прощание подарил стихотворение.
Педагог:
Говорят часы стоят,
Говорят часы спешат,
Говорят часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Педагог: Почему так говорят «часы идут», «часы стоят», «часы отстают»?
Обучающиеся: «Часы идут» - значит, показывают время. «Часы стоят» - значит, не работают. «Часы отстают» - значит, неправильно показывают время.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня работали на занятии и много интересного узнали о часах.
III. Рефлексия.