Лариса Ведрова
Конспект занятия по теме «Транспорт» в старшей логопедической группе
Тема «Транспорт»
Цель: дети должны усвоить названия видов транспорта (машина, поезд, автобус, трамвай, троллейбус, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик); элементарные части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колеса); названия транспортных средств.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1. Расширение представлений о видах транспорта.
2. Закрепить и обобщить знания о транспорте.
Публикация «Конспект занятия по теме „Транспорт“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
3. Совершенствование навыков словообразования.
Коррекционно-развивающие
1. Развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие.
2. Активизировать и уточнить словарь по теме «Транспорт».
3. Развивать интонацию, дикцию.
4. Развивать связную речь, фонематический слух.
5. Развивать зрительное внимание, мышление.
6. Закрепить ориентировку в пространстве.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать самоконтроль за речью, интерес достижения результата от выполненной работы.
Здоровьесберегающие
Следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
Оборудование
Предметные картинки транспорта, частей транспорта, мелкие машинки, самолет, грузовик, клей, половина альбомного листа, геометрические части для выполнения аппликации.
Ход занятия
Дети заходят, здороваются, звучит музыка инопланетная, появляется летающая тарелка и инопланетный житель.
-Что это? Кто это? Ничего не понять? Он что-то произносит, а что не знаю. А вот и какое-то послание.
«Дорогие дети Земли! Я прилетел с другой галактики и хотел бы с вами познакомиться и попутешествовать по Вашей планете Земля, но не знаю на чем и как. Не могли бы Вы мне помочь?»
- Да, поможем.
Дети садятся за столы. Сейчас постараемся помочь инопланетянину, а для этого нужно отгадать загадки. Воспитатель начинает загадывать загадки:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолет)
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой!
Гордо я плыву вперед!
Мое имя….(Пароход)
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек.
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Сообщение темы
- Правильно: поезд, самолет, автобус, а как одним словом сказать, что это? Как вы думаете о чем мы будем говорить?
-Правильно, о транспорте.
- Посмотрите на картину, что вы видите? А какой бывает транспорт?
-Наземный, воздушный, водный, подземный. Что можно отнести к наземному, воздушному…. ?
Звуковой анализ слова
-Посмотрите на картинки. А теперь поднимите ту картинку, в названии которой мы слышим звук р-р-р. (Ракета, троллейбус, корабль, вертолет, трактор, грузовик, трамвай, поезд, самолет, машина).
Лексико-грамматические игры и упражнения
Усвоение предложного падежа с предлогом на
Воспитатель предлагает взять картинки с изображением транспортных средств и сказать, на чем им ехать в гости. Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет.
Я поеду на машине.
Я поеду на…поезде.
Я поеду на….трамвае.
Я поеду на….автобусе.
Я поеду на….мотоцикле.
Я поеду на….троллейбусе.
Я поеду на….лошади.
Предложение договори и его ты повтори.
Составление предложений с союзом а
Лодка плывет, а машина….(едет).
Трамвай едет, а самолет….(летит).
Мотоцикл едет, а корабль….(плывет).
Самолет летит, а автобус….(едет).
Корабль плывет, а ракета….(летит).
Ракета летит, а поезд….(едет).
Физминутка
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Стоп! Разворот! На реке – пароход. Ы-ы-ы-ы.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у!
Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Шофер» Б. Заходер. Воспитатель зачитывает стихотворение, показывая картинки. Затем, вместе с детьми, а потом уже кто-то из детей с помощью картинок).
Качу, лечу.
Во весь опор.
Я сам - шофер,
И сам – мотор!
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль!
Аппликация
-Чтобы нашему инопланетянину было что рассказать и показать своим собратьям, давайте ему подарим одно из транспортных средств, которые помогают людям в жизни. Недавно мы с вами разучивали стихотворение. Давайте вспомним, начинает один, продолжает второй и т. д.
Вот машина грузовая.
Большая – пребольшая!
Она перевозит грузы.
У нее есть кузов.
Вот кабина – в ней шофер.
Впереди у машины мотор.
У машины крутятся
Все четыре колеса.
Правильно: грузовик.
Чтобы нам легче было выполнять задания, давайте поработаем нашими пальчиками.
Все машины по порядку (Обеими руками «крутят руль»
Подъезжают на заправку: перед собой)
Бензовоз, мусоровоз, (Пальцами поочередно, начиная
С молоком молоковоз, с большого пальца, разгибаем, а
С хлебом свежим хлебовоз, затем загибаем к ладошке)
И тяжелый лесовоз.
Посмотрите, как правильно вы должны расположить детали грузовика.
Переходим к выполнению аппликации.
Во время аппликации, смотреть, как дети выполняют задания, помогать.
Молодцы, прекрасные грузовики. А что можно перевести на грузовой машине? а наш гость приготовил для вас небольшие подарочки, так как он с другой планеты и галактики, там много звезд, и в память о себе, он дарит вам маленькие звездочки.