Галина Вагина
Конспект занятия по технологии «Река времени» на тему: «Куклы».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по технологии «Река времени» на тему : «Куклы».
Галина Вагина.
Тема: «Куклы».
Возраст участников: средняя группа.
Цель:
- познакомить детей с историей возникновения куклы.
Задачи:
1. Стимулировать познавательную активность. Познакомить с историей и видами древних и старинных кукол.
Публикация «Конспект занятия по технологии „Река времени“ на тему: „Куклы“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
2. Формировать интерес к народным традициям. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
3. Обогащать и активизировать словарь детей. Добиваться эмоциональной выразительности речи.
4. Дать детям возможность самим изготовить куклу из различного материала. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности, умение подбирать материал. Развивать умение согласовывать движения с музыкой.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
6. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
Оборудование и материалы: Мультимедиа; музыка; иллюстрации с изображением древних, старинных, современных кукол; природный материал; древние, старинные, современные куклы; ткань; цветной картон; пластилин.
Диагностический инструментарий: загадка, вопросы, создание проблемной ситуации, продуктивная деятельность, оценка продуктивной деятельности, музыка, стимуляция двигательной, познавательной активности.
1 этап: приветствие.
- Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Скажем: «здравствуйте»! (приветствуют друг друга). Передали все хорошее настроение друг другу.
2 этап: мотивационный.
- Ребята, отгадайте загадку:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(дети отгадывают).
- Правильно, это кукла. Посмотрите, какая она нарядная и красивая. А вы любите играть в куклы? А как вы думаете, всегда ли куклы выглядели так? А вы хотите узнать, какими были куклы в старину и в древности? Я очень рада, что вы хотите больше узнать о кукле. Тогда я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. На чем мы отправимся? (дети предлагают). Хорошо, Саша, ты поедешь на машине, Юра на автобусе, все сели на свой транспорт и поехали.
3 этап: Эмоциональное погружение.
- Отправляемся на станцию «Древность». (Музыка).
- Вот мы с вами и приехали на станцию «Древность».
- Посмотрите на экран. Древние люди жили в пещерах и занимались в основном охотой. А детям в древности также как и нам, иногда было скучно, и они хотели играть в куклы. Хотите узнать, какая кукла была в те времена? (показ примеров древних кукол на экране и на столе). Посмотрите, из чего они делали кукол? (дети отвечают). Дети находили камушки, деревяшки необычной формы и играли с ними, как с куклами. Они заворачивали небольшое полено или шишку в листик, так как в то время не было еще ни ткани, ни одежды для кукол и пели им колыбельную песенку. Кто из вас хочет покачать куколку под колыбельную песенку? (качают куколку под колыбельную музыку)
- Слышите? Нас зовет следующая станция. На чем мы поедем? (гудок паровоза). Это гудит паровоз, приглашает всех занять места в вагончиках. Поехали.
- Приехали на станцию «Старина».
- Старина – это когда давно-давно жили ваши предки: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. И они тоже играли в куклы. Хотите узнать, какими куклами играли ваши бабушки и дедушки? (показ кукол на экране и на столе). Посмотрите внимательно, чем отличаются куклы ваших бабушек от наших? (дети отвечают). Почему куклы были без лица? (ответы).
- Рассказывала мне моя бабушка, когда она была такой маленькой как вы, она сама делала таких кукол из старых лоскутков, ниток. Куклу делали без лица, безликой, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Она была оберегом. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться злая сила. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой». В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок.
4 этап: Создание проблемной ситуации. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка к совместной деятельности.
- А вы хотите сделать куклу сами? (дети отвечают).
- Ребята, слышите? Кто-то в гости к нам идет. Познакомьтесь, к нам в гости пришла кукла-волшебница.
Кукла-волшебница : «Здравствуйте ребятки! Я кукла-волшебница. Хотите поиграть со мной?
«Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, хотя не очень. чистые». На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.
Я слышала, что вы хотите сделать кукол сами. Хотите, я превращу вас в мастеров? (касаясь каждого ребенка «волшебной» палочкой по плечу, «превращает в мастеров»).
- Я приглашаю вас в свою мастерскую.
5 этап: Продуктивная деятельность.
- Рассаживайтесь, кому, где удобнее. (Рассаживаю детей по их желанию). Посмотрите, у нас несколько разных кукол. Какую куклу вы хотели бы сделать? (дети выбирают).
(Изготовление кукол с куклой- волшебницей).
- Я вижу, как вы старательно делаете своих куколок. (Наблюдаю за деятельностью детей, выражаю искреннее восхищение, помогаю). Какие красивые получились у вас куклы. Ребята, кукле Даше очень понравилось, как вы трудились, и она захотела с вами поиграть. Выходите играть, а к куколкам мы еще вернемся.
Зрительная гимнастика:
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
(дети выполняют зрительную гимнастику).
- Кукла Даша приглашает вас на свою станцию «Современность». Чтобы быстрее попасть на станцию, предлагаю вам полететь на самолете. Завели «моторчики» и полетели.
6 этап: Проживание темы.
- Мы прилетели с вами на станцию современность. Посмотрите, ребятки, какие красивые куклы. (Показ кукол на экране и на столе). У кого из вас есть такие красивые куклы дома? Как вы думаете, куклы стали красивее, наряднее и интереснее в наше время? Как мы можем играть с нашей куклой? (задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощряю детей за полное высказывание).
7 этап: Заключительный.
- Ребята, чтобы посмотреть всех кукол от древности до современности пойдемте к реке времени. Посмотрите, какая длинная река. На реке стоят изображения наших станций, где мы с вами побывали. Здесь у нас с вами древность, которая плавно перетекает в старину, а далее в современность.
(Показываю реку, нарисованную на бумаге, где на расстоянии разложены иллюстрации с изображением древности, старины и современности).
- Мне очень нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста, разместить кукол на реке времени. Я предлагаю вам взять любую куклу, которая вам нравится, и положить её на свой временной период. Катя, ты какую куклу хочешь отнести? (спросить у нескольких детей). У какого изображения ты хочешь посадить свою куклу? (спросить у нескольких детей).
(Дети раскладывают кукол).
- Посмотрите, какой путь проделали наши куклы и как они изменились. Какими куклами вам больше всего хочется играть? (дети высказываются). Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось путешествовать? Что нового, интересного вы сегодня узнали про кукол? Понравилось ли вам самим делать кукол? Что было трудно в работе? Мы обязательно будем с вами еще путешествовать. А теперь возьмем наших кукол из мастерской и отнесем в наш музей в группе.