Татьяна Макаренкова
Конспект занятия по социокультурным истокам «В гостях у сказки»
▼ Скачать
Тема открытого занятия по социокультурным истокам на тему:
«В гостях у сказки»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитывать уважение к традициям народной культуры
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать коммуникативных навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок. Обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Публикация «Конспект занятия по социокультурным истокам „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развитие умения работать в паре. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев. Развивать связную речь, развивать воображения, любознательность, мышление. Развивать у дошкольников способность к сочувствию и сопереживанию. Развивать мелкую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать уверенность в себе, снятие эмоционально-психического напряжения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная, театрализованная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, 10 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Загадывания и отгадывания загадок; Художественная речевая деятельность; Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения.
Оборудование или материал: Книжная выставка «Русские народные сказки». Атрибуты: сундук, разрезные картинки из сказок -5 шт., маски животных для игры «Теремок», народный костюм.
Предварительная работа по плану интеграции Чтение русских народных сказок: «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Снегурушка и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси – лебеди» и т. д. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Загадывания и отгадывания загадок на тему: «Отгадайте сказочного героя». Заучивание пословиц.
Место проведения: в музыкальном зале.
Ход.
Организационный момент:
Звучит музыка «Здравствуй сказка»
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон детям)
Проходите, проходите,
Ко мне гости пришли, дорогие пришли.
Я не зря кисель варила, пироги пекла. (Указать на столе хлеб, чашки)
Сегодня мы отправимся в страну русских народных сказок. Садитесь гости дорогие. Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Вы узнали меня? Я – Сказочница! И я люблю сказки сказывать, да малых детушек радовать. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Их «сказывали». Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям.
Воспитатель: А вам читают сказки? Какие сказки вы знаете?
Дети перечисляют названия сказок.
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько сказок знаете! Кто знает, какими словами чаще всего начинаются сказки?
Дети: Жили-были,
В одном царстве, государстве…
В некотором царстве, в тридевятом государстве.
Воспитатель: А знаете, почему сказки называют волшебными?
(Животные умеют разговаривать, есть не существующие герои: Баба-Яга, леший, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чему нас могут научить сказки?
Дети: - Сказки могут научить доброте, дружбе. Сказки учат помогать друг другу, выручать из беды. Они учат быть трудолюбивыми, заботливыми, веселыми, добрыми.
Воспитатель: Сказка - ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок. Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие по сказкам?
Дети: - Хотим.
Воспитатель: А как же мы можем туда отправиться, кто нам покажет дорогу?
У меня есть волшебный клубок, как только возьметесь за его нить, мы сможем отправиться в путешествие. (Даю нить, а сама держу клубок)
Музыка звучит.
Останавливаемся, осматриваемся вокруг.
Воспитатель: Смотрите, ребятки, здесь сказки живут,
Они с нетерпеньем вас в гости зовут,
Ведь сказок на свете, ну просто не счесть,
Давайте-ка вспомним, какие здесь есть.
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель: Я вам буду читать отрывки из сказок, а вы мне скажите, как эта сказка называется
1. Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в теремочке живёт? («Теремок…»)
2. Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл…. (Колобок)
3. Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Подбрось в меня дровец — говорит печка — тогда скажу! («Гуси-лебеди»)
4. Тянут – потянут,
Вытянут не могут… (Репка)
5. Сяду на пенёк,
Съем пирожок! («Маша и медведь»)
6. Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю! («Волк и семеро козлят»)
7. Мишутка увидел свой стульчик и про пищал:
-Кто сидел на моём стуле и сломал его? («Три медведя»)
8. Солнце высоко,
Колодец далеко,
Жар донимает,
Пот выступает («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Воспитатель: Как быстро, ребята, вы отгадали все загадки! Молодцы!
Работа в паре: Дидактическая игра с кубиками «Собери картинки из любимой сказки».
- Посмотрите ребята, а здесь у нас сказочные картинки и кубики лежат. Да только в них ничего не понятно, все перепутались. Выбирайте себе друга, с кем бы вы хотели собрать эти пазлы и кубики по сказкам, для дальнейшей работы в парах, присаживайтесь за столы. Ваша задача собрать из пазлов и кубиков сказку. Договориться между собой, кто скажет название сказки.
Дети собирают картинки. Когда все будут готовы, каждая пара детей по очереди называют свою сказку.
- Договорились в своей паре, кто из вас будет отвечать? (Ответы детей).
И с этим заданием справились!
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Стоит домик расписной,
Он красивый такой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
- О какой сказке идёт речь?
Дети: Теремок
Воспитатель: Назовите персонажей этой сказки.
Дети: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка.
Проводится игра-драматизация «Теремок»
Воспитатель с детьми встают в круг.
Центр круга – теремок.
Воспитатель с детьми идут по кругу, при этом произнося слова:
«Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок – не высок. Вот по полю мышка (лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь) бежит, у ворот остановилась, говорит…». Все герои по очереди выходят в середину круга со словами: «Тук, тук, кто в теремочке живёт…»
Воспитатель:
Стали звери вместе жить,
Стали жить и не тужить.
Дружно, весело живут,
О дружбе песенку поют.
Стоит в поле теремок, теремок,
Очень-очень он высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
«Вот и сказочки – конец, а кто слушал – молодец!»
Ресурсный круг «Любимая сказка» (дети остаются в кругу).
- Какая у вас сказка самая любимая? А рассказать вам поможет сказочный волшебный клубочек. (Первым отвечает ребенок слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель.) (Трудолюбию, заботливому отношению ко всему, как хорошо говорить добрые слова, и быть добрым, жить со всеми в согласии, быть дружными, не драться).
- Почему тебе понравилась эта сказка?
- Чем она понравилась?
- Чему учит эта сказка?
Последним высказывается воспитатель, благодарит детей за рассказы о любимых сказках, подводит итог:
«Все - взрослые и дети – очень любят сказки, потому что там происходят чудеса. Сказки учат нас жить в мире и согласии, в них всегда побеждает добро».
Воспитатель: Много ещё сказок вы узнаете, некоторые сами прочитаете. А когда вырастите, станете взрослым расскажите своим детям.
Молодцы ребята! Спасибо!