Татьяна Малькова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Хлебороб»
▼ Скачать + Заказать документы
Малькова Татьяна Петровна
воспитатель
МДОУ «Детский сад №86»
Тема: «Хлебороб»
Цель: познакомить детей с профессией «Хлебороб» Расширить представление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
Программное содержание:
1. Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
2. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
3. Ввести в активный словарь детей слова: сеялка, комбайн, жатва и агроном.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Хлебороб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
5. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Методы и приемы:
Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к детям, показ, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, сюрпризный момент.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование и материалы.
1. Иллюстрации с изображениями сельскохозяйственных работ, комбайна, трактора, сеялки.
2. Поднос с круглым хлебом.
Предварительная работа:
1. Беседы о жизни на селе.
2. Рассказы детей из личного опыта.
3. Заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе, труде.
4. Д/и «Как хлеб на стол пришел?», «Узнай профессию», «Слова – родственники».
5. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, пшеницы, овса, ячменя.
6. Чтение рассказа Г. Виеру «Хлеб с росою».
7. Беседы по картинкам «Поле летом» и «Рожь».
Ход.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла очень дорогой подарок. Интересно, что это? Тогда отгадайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!»
Что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали. Это действительно хлеб. Вот он какой: душистый, мягкий, хрустящий.
Основная часть.
Воспитатель: Давайте поговорим сегодня о тех людях, кто не жалея сил, трудился, чтобы этот каравай был у нас на столе. Люди многих профессий на селе трудятся, чтобы вырастить хороший урожай. Какие профессии вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, какой же путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать хлебом.
Прежде, чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Давайте все вместе повторим: агроном. Чем же занимается агроном? Агроном, как и все, кто работает на поле, отвечает за хороший урожай. Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Агроном проверяет семена на всхожесть, они быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой.
Ребята, а кто мне расскажет, люди какой профессии первыми выходят в поле? (выставляю иллюстрацию трактористов в поле).
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! После того, как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Кто знает, как они называются? Называются они сеялки (показ сеялки). Быстро прорастают семена. Прослушайте стихотворение Н. Некрасова «Нива» :
«Дорого-любо, кормилица нива,
Видеть, как ты колосишься красиво.
Как ты янтарным зерном налита,
Гордо стоишь – высока и густа.»
(Иллюстрация «Рожь»)
Что изображено на картинке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. На этой картине видно, что рожь уже созрела. И можно хлеборобам убирать урожай.
Психогимнастика.
Воспитатель: Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети присаживаются). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимают руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабились, уронили голову, опустили руки, плечи, туловище, опустились на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски (улыбнулись друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.
Возвращаемся на свои места.
Когда поспевает рожь и пшеница, у хлеборобов начинается жатва. Жатва – от слова жать, резать, косить – т. е. уборка урожая.
Какие машины помогают хлеборобам убирать урожай вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет»
Что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно. Комбайн. Кто работает на комбайне?
(Ответы детей)
Воспитатель: С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Ребята, что вы можете рассказать о труде хлеборобов?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, молодцы! Они трудолюбивые, смелые и добрые, заботливые. Хлеборобов можно назвать еще и мужественными. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им.
Куда же везут собранное зерно. Кто знает?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что такое элеватор?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, это здание, в котором хранится зерно.
«Хоть и собрано зерно,
Но еще не хлеб оно».
Куда зерно везут с элеватора?
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. На мельницу. Там из него делают муку. А что потом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Все верно: муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлеб.
Видите, как много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Тракториста, агронома, комбайнера, мельника, пекаря.
«Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях мелют,
Сил для хлеба не жалеют».
Вот поэтому народ всегда относился к хлебу с уважением. Хлеб всегда на стол первым ставят. Хлебом – солью гостей встречают.
Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе.
(Ответы детей)
Хлеб – всему голова.
Нет хлеба, так нет обеда.
И обед – не обед, коли хлеба нет.
Хлеб бросать - силу терять.
Заключительная часть.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии?
(Ответы детей)
Как нужно относиться к хлебу?
(Ответы детей)
Люди каких профессий трудились, чтобы вырастить хлеб?
(Ответы детей)
Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами угостимся душистым караваем.