Наталья Бабочкина
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию дошкольников в музее «Кладовая сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа- старшая.
Область - социально - коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие,художественно- эстетическое и познавательное развитие.
Методика: игры,поисково - исследовательская и продуктивная деятельность.
ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей через знакомство с традициями и бытом русского народа средствами устного народного творчества (сказки).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию дошкольников в музее „Кладовая сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- закрепить знания детей об устном народном творчестве (сказках,загадках);
- учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с предметами быта;
- познакомить детей с предметами крестьянского быта,о которых рассказывается в народных сказках.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес к русским сказкам;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
- развивать у детей мыслительную деятельность, умение делать выводы. умозаключения;
- развитие у детей мелкой моторики рук в лепке.
Воспитательские:
- воспитывать у дошкольников посредством сказок морально - нравственные качества (доброту, гостеприимство, дружбу, любовь, сочувствие).
Структура деятельности:
1. Вводная часть- создание проблемной ситуации.
2. Основная часть - беседа, загадывание загадок, обыгрывание сюжета сказки,дидактическая игра "Что за чем";
Физкультминутка;
Продуктивная деятельность "Кувшинчик"
3. часть - заключительная (рефлексия, итог).
Материал и оборудование: экспозиция музея ДОУ "Русская изба",загадки, текст сказки "Гуси-лебеди", "Маша и медведь", пластилин любого цвета (жгутики, доска, стека, салфетки.
Предварительная работа : Чтение сказок "Гуси-лебеди", "Маша и медведь", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и журавль", рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам, беседы о музее, экскурсоводе, повторение правил поведения в музее.
Ход ЗАНЯТИЯ
(дети проходят в музей)
Воспитатель: Давайте дружно поздороваемся с нашими гостями.
Дети : Зд-те!
Воспитатель: Ребята, много в нашем музее экспонатов?
Дети: Да, много.
Воспитатель: Так вот, наш музей не простой, а настоящая " кладовая сказок".Некоторые предметы встречаются в русских народных сказках. А вы любите сказки? Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся друзья в чудо сказку вы и я. (звучит песенка домовенка Кузи).Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Да, это домовенок Кузя.
Воспитатель: Давайте его поищем. И куда он спрятался? (дети находят Кузю в люльке).Кузя, что ты делаешь у нас в музее?
Д. Кузя: Завтра у Бабы Яги день рождение. Я хочу ей сделать приятное. Подарить подарок. У вас вон сколько добра! Да вот беда пока ваше добро пересматривал, забыл, что Баба Яга просила. ?
Воспитатель: Кузя, ты не грусти. Что нибудь придумаем. Правда,ребята?
Дети : Да. (предлагают Кузе взять его на экскурсию).Там и подарочек подберем.
Воспитатель:Молодцы! Добрые вы у меня. Отгадайте загадку про один из экспонатов нашего музея :
Может избу согревать и на ней удобно спать,
Пирожки умеет печь. Вы узнали? Это. Дети: Печь!
В музее есть печь? Покажите. (дети подходят к печи) .А для чего она была нужна в русской избе?
Дети: она согревала, кормила. лечила, поила.
Воспитатель: Правильно! Еще печь называли - "печь - матушка".А вот в каких русских народных сказках есть упоминание о печке?
Дети: "Маша и медведь","Гуси - лебеди","Жихарка", "Зимовье", "Колобок",.
Воспитатель: А вот сейчас я вас и проверю! (дети садятся у печи прямо на половички) Послушайте: "Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. " Из какой сказки эти строки?
Дети "Гуси-лебеди"
Воспитатель: Как печь помогла девочке с братцем?
Дети: Спрятала от гусей -лебедей.
Воспитатель : У кого служили гуси-лебеди?Какой Баба Яга герой? Добрый или злой?
(ответы детей).А печь какое дело сделала для девочки с братцем?
Дети :Доброе!
Воспитатель: Молодцы! Наша экскурсия продолжается. Отправляемся друзья в чудо сказку вы и я. А сможете ли вы угадать, что это за предмет?Из какой сказки? Слушайте: "Испугался медведь, поставил его у ворот и пустился в лес без оглядки. ". Что поставил медведь?
Дети: Короб.
Воспитатель: Из какой сказки?
Дети: "Маша и медведь"
Воспитатель: А в нашем музее есть короб? Найдите и принесите. (дети находят короб. все садятся вокруг короба и рассматривают его).Как вы думаете. из чего сделан короб?
Дети: из прутиков.
Воспитатель: А кто знает из какого кустика прутики? Дети: Ивы. А зачем медведю был нужен короб?
Дети: переносить что-то (грибы, ягоды, орехи.)
Воспитатель:А давайте, поиграем в эту сказку?Но сначала вспомним, что говорил медведь, когда нес короб?
Дети: Сяду на пенек, съем пирожок.
Воспитатель:А что отвечала Маша?
Дети: Вижу. Вижу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке Воспитатель:.А может мы заглянем в короб и посмотрим, что там (проводится ролевая игра, в коробе лежит масочка медведя и косок для Маши, предлагается мальчику быть -Медведем, девочке -Машей).Скажите, это Маша все придумала? Маша какая?
Дети:умная, сообразительная, смекалистая,догадливая.
Воспитатель: Давайте короб поставим на место. И продолжим нашу экскурсию. Согласны? ( Дети: Да) Отгадайте загадку: Для молока, сметаны,вин.
Горласт и крепок, стоек, статен
Узорами на вид приятен,
Огня, воды и глины сын
Пузатый, глиняный. Кувшин
Для чего нужен кувшин в быту?
Дети: Хранить что - то (молоко, квас, воду, сметану.)
Воспитатель: Давайте его рассмотрим?Из чего сделан кувшин (глины). В низу у него есть что? (донце).Широкая часть похожа на какую объемную фигуру? (шар).В народе называют ее туловом. А эта узкая? (горлышко).У кувшина есть носик. Для чего он нужен? (чтобы не пролить.).Ручка, чтоб удобно было держать кувшин.
Д. Кузя: Я вспомнил, Бабушка Яга просила в подарок кувшин.
Воспитатель: КУзя, но музейные экспонаты не дарят. Правда, ребята. ( Дети: Да.).А почему ( Дети: они старинные, ценные.).Ребята. как нам помочь Кузи? (дети предлагают сделать подарок своими руками).
Воспитатель:Я предлагаю вам отправится в мастерскую ремесел. И стать настоящими ремесленниками. (дети садятся за столы).Сейчас я вам покажу как надо вылепить кувшинчик из пластилиновых жгутиков. (показ лепки). А теперь давайте разомнем наши пальчики: Ты наручки посмотри и как хочешь поверни. И вот эдак и вот так. Не обидешь их никак. Можем их пересчитать. раз. два, три, четыре, пять. И встряхнем мы их опять. В кулачки сожмем сильней. и покрутим их быстрей. Соберм мы их в ладошки и погреем их немножко. Теперь можно приступать. А чтобы ваша работа спорилась вам Кузя приготовил подарок. (звучит песня Домовенка Кузи и сказка "Лиса и журавль", дети и слушают и работают. воспитатель следить за процессом работы).
Воспитатель: Молодцы! Все справились. Кувшинчики получились очень красивыми. Кузя, принимай подарки для Бабы Яги. (дети кладут свои кувшинчики в волшебный сундучок Кузи с добрыми пожеланиями.).Ребята, какую сказку вы слушали?
Дети :"Лиса и журавль".
Воспитатель: А причем тут кувшинчик? (ответы детей).Почему лиса и журавль так и не стали друзьями? (ответы детей).Можно быть такими, как они?. А какими же надо быть?
Дети: гостеприимными., не жадными, добрыми.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! А экскурсия вам понравилась? ( Дети: Да).Скажите с каким экспонатами вы сегодня познакомились?
Дети: Печка.
Воспитатель: Из какой сказки?
Дети: "Гуси- лебеди"
Воспитатель: А еще?
Дети: Короб.
Воспитатель: Правильно. Из какой сказки?
Дети: "Маша и медведь"
Воспитатель: А еще?
Дети: КУвшин.
Воспитатель: Из какой сказки?
Дети : "Лиса и журавль"
Воспитатель: А чему научили вас эти сказки? Какими нужно быть? ( Дети: добрыми, умными, гостеприимными, вежливыми,.).
Сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр к самому малому: к травинке. ручейку, березке. к бабе Яге. И добро твое умножится и вернется к тебе, как в пословицах:" дружбу помни, а зло забывай", "Любят того, кто не обидел никого".
На этом наша экскурсия подошла к концу. Скажем всем на прощанье:" Спасибо. До свиданье".
-