МААМ-картинки

Конспект занятия по риторике «Кто душой светлый — ласковый, приветливый»

Наталья Голубева
Конспект занятия по риторике «Кто душой светлый — ласковый, приветливый»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по риторике «Кто душой светлый – ласковый, приветливый».

Цель: учебная - закрепить умения использования в активном словаре детей этикетку лексику, поощрять использование уменьшительно-ласкательных слов; обогащать знания воспитанников об общепринятых нормах культуры человеческих взаимоотношений;

Публикация «Конспект занятия по риторике „Кто душой светлый — ласковый, приветливый“» размещена в разделах

развивающая - развивать у детей ассоциативное мышление, способность воспроизводить свои впечатления от общения с разными людьми, оказывать предпочтение взаимоотношениям с вежливыми, доброжелательными собеседниками;

воспитательная - воспитывать положительное, дружелюбное отношение друг к другу, поощрять стремление детей производить впечатление вежливых, послушных малышей.

Оборудование: листы бумаги, на которых изображены кружочки; цветные карандаши; кукла-младенец; игрушечный мишка, мячик желтого цвета; карточки желтого и синего цветов в виде цветов с написанными на них словами; рисунок дерева; иллюстрация к рассказу В. А. Сухомлинского «Хочется сказать что-то нежное-нежное»; таблицы с иллюстрациями к игре «Кто добрый, а кто – нет». Иллюстративный материал – таблицы по теме «Мое поведение».

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня мы собрались на занятии «Кто душой светлый – ласковый, приветливый». И я хочу предложить вам увлекательное путешествие в волшебную Страну вежливости, привязанности и добра.

Логопед: Прежде всего, мы познакомимся с одной девочкой по рассказу выдающегося педагога и детского писателя Василия Сухомлинского «Хочется сказать что-то нежное-нежное».

Педагог показывает малышам иллюстрацию и рассказывает содержание произведения (приложение1).

Вопросы и задания к тексту:

Логопед: - С какими врачами пришлось столкнуться маленькой девочке? - Чем отличались эти люди?

- Кто из них был злой и черствый душой?

- Кто вел себя кротко, доброжелательно и дружелюбно?

- Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда с ней разговаривал врач-мужчина?

- Почему не было больно маленькой, когда ей делала укол ласковая врач?

- Надолго в памяти героини рассказа остались детские впечатления о добре и зле человека? Объясните свое мнение.

- Расскажите, с какими людьми – злыми и сердитыми или наоборот – добрыми и ласковыми – вам больше нравится общаться.

- Стараетесь ли вы отвечать приветливым людям также сердечностью? Почему вы делаете это?

Логико-ассоциативное упражнение

«Кто добрый, а кто – нет?»

Логопед: Не только люди, но и разные явления, природные объекты, окружающие нас, могут вызвать как приятные ощущения – ласку, душевность, так и неприятные – гнев, негодование, обиду или страх.

Я назову вам пары словосочетаний, внимательно послушайте их и, поразмыслив, выберите и повторите то словосочетание, которое напоминает вам ласку, нежность, доброту.

Словесный материал для игры:

Грозовая туча и белая тучка; злая собака и пушистый котенок; теплое солнышко и ледяной ветер; колючий сорняк и цветущая роза; красочная бабочка и черный паук; крикливая ворона и звонкоголосый жаворонок; красочная радуга и громкий гром; острый нож и мягкое одеяло; рыженькая белочка и зубастый волк и тому подобное.

Дидактическая игра

«Назови все вокруг ласково и нежно»

Логопед: У нас есть хорошая кукла-младенец. Наверное, младенцев нужно учить говорить, а чтобы они росли добрыми и ласковыми, их лучше сразу учить ласковым и нежным словам.

Дети, назовите пары слов, вспоминая разные вещи (игрушки, мебель, окружающие предметы) и людей, которых вы видите, упражняясь в образовании уменьшительно-ласкательной формы соответствующих слов.

Например: книга – книжечка; стул – стульчик; стол – столик; дети – детки, деточки; мяч – мячик; карандаш – карандашик; кукла – куколка; ковер – коврик; цветок – цветочек; лист – листочек; заяц – зайчик; шкаф – шкафчик; рисунок – рисуночек; окно – окошко, окошечко; тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; лампа – лампочка; Настя – Настенька; Артем – Артемка; подруга – подружка.

Логопед: Молодцы, детки! Теперь я уверена, что наше игрушечная малышка обязательно вырастет добрым и душевным человеком, поскольку ее окружают такие сердечные и ласковые малыши.

Изобразительная работа «Кроткая улыбка»

Логопед: Ласковым словам и добрым поступкам соответствует и безмятежное выражение лица. Чаще всего это приветливая улыбка, лицо куклы-матрешки, улыбающийся мишка и тому подобное.

Малыши (по желанию, проявив свою фантазию, могут нарисовать другие улыбающиеся лица, например, членов своей семьи или «оживить» сияющими улыбками выдуманные сказочные существа круглой формы – яблоко, тарелку, часы и др.

Логопед: Молодцы, детки, у вас получились очень красивые рисуночки. Скажите пожалуйста, с каким цветом мы можем сравнить добро, тепло, хорошее настроение? (С желтым)

- Что еще у нас желтого цвета? (Солнышко, лучики, цыплята, одуванчики).

Логопед: Я предлагаю вам поиграть. Для этого всем надо стать в круг.

Упражнение «Доброта по кругу»

Воспитанники становятся в круг и говоря друг другу что-то приятное, ласковое, доброе, передают друг другу «доброту» (желтый мячик).

Логопед: Молодцы, детки, садитесь на свои места.

А вот еще игрушка. Кажется, она нуждается в помощи.

Речевая игра «Научим мишку быть кротким»

Логопед: показывает игрушечного мишку и начинает разговор с малышами от его имени, соответственно изменив тембр голоса.

Мишка: Здравствуйте, дети! (Дети отвечают на приветствие.) Я – медведь, живу в дремучем лесу. На меня говорят: грубый медведь, невоспитанный медведь, недобрый. А мне хотелось бы быть другим – ласковым, добрым и ласковым. Вот только никто меня в этом моем родном лесу не научит: волк и дикий кабан – сами такие. Даже хуже меня, а зайчики и белочки боятся меня и, услышав про мою суровую натуру, сразу убегают, как только увидят, что я приближаюсь. То, может вы, ребята, научите меня быть приветливым и душевным?

Логопед: Поможем, ребята, медведю? (Дети соглашаются).

 Сейчас мы будем давать мишке задание, а если он ошибаться, вы, детки, исправите ошибки мишки и скажете то же самое вежливо и ласково.

Например:

Миша, кукла Олечка ложится спать. Что ты ей скажешь? «Ложись спать, Оля». А как бы вы сказали, дети? (Спокойной ночи, Олечка, сладких снов.)

Миша, попроси у малышей водички. «Дети, дайте мне воды». А как надо сказать на месте медвежонка? (Детишки, дайте мне, пожалуйста, водички).

Миша, ты нечаянно толкнул Даньку. Что ему надо сказать? «Я не хотел». А как бы сказала в таком случае Кира? (Прости мне, пожалуйста, Данила, я нечаянно тебя толкнула и больше не буду).

Миша, тебя угостили медом. Что ты скажешь? «Очень вкусный мед». Помоги сказать вежливо Мише, Лерочка. (Спасибо вам, малыши, очень вкусный мед).

Ты решил пригласить наших деток в гости. «Приходите ко мне в гости». А как бы ты сказал, Артем? (Дорогие малыши! Прошу вас к себе в гости).

Ты, Миша, собираешься возвращаться домой. «Ну, все, я пошел, мне пора». А как лучше можно сказать, Камила? (До свидания, мальчики и девочки, мне уже пора домой. Всего хорошего!).

Мишка: Очень благодарен вам, ребята, что научили меня вести себя вежливо и быть кротким. До свидания, всего хорошего. До встречи!

Упражнение «Дерево добра»

Логопед: В стране вежливости есть волшебное дерево. Давайте превратим его на дерево добра. Вот цветы, на которых написаны «вежливые» и «неприятные» слова. Я буду читать, а вы – решать, какими словами-цветами украсить наше дерево, чтобы оно стало «добрым». ( На цветах написаны слова: зло, страх, вежливость, учтивость, улыбка, радость, дружба, счастье, обида, слезы. Добрые слова на желтых цветах, злые – на синих).

Логопед: Посмотрите, какое красивое цветущее дерево у нас получилось.

Упражнение «Повтори и объясни пословицу»

Логопед: А теперь, детки, я хочу, чтобы вы познакомились с народными пословицами о вежливости и доброте.

Острое словечко колет сердечко.

От теплого слова и лед растает.

Логопед: Давайте повторим каждую пословицу вместе и запомним их. А сейчас скажите, пожалуйста,

- Какая пословица говорит нам о том, что злые и обидные слова людям неприятны, они огорчают нас, причиняют душевную боль?

- Какая пословица рассказывает о том, что ласковое слово делает сурового человека лучше и добрее, заставляет прощать, любить?

Логопед: Назовите, пожалуйста, еще другие похожие выражения, а потом объясните их содержание.

Кто людям добра желает, тот сам его добывает.

Ласковые слова делают всех приятелями.

Почитай отца и мать. И будет везде тебе гладко.

Доброе слово лучше меда.

Теплое слово и в мороз согреет.

Хочешь себе добра, не делай никому зла.

3. Итог занятия

Логопед: Вот и подошла к концу наше интересное и полезное путешествие в Страну вежливости.

- Понравилось вам? Что понравилось больше всего?

- Как, по вашему мнению, что помогает в жизни: воспитанность или невоспитанность?

 - Почему вы так считаете?

- А вы – вежливы, дети, или нет?

- Молодцы, детки, вы, конечно, вежливые, вежливые малыши! До свидания. До следующей встречи.

Логопед: Давайте согреем свои руки теплым дыханием, будто вложим в них частичку своей душевной доброты. Затем протянем их друг другу и подарим свою доброту.

Дорогие дети! Я желаю вам, чтобы доброты, которую вам подарили, было так много, чтобы ее хватило на всю жизнь. Чтобы вы дарили ее всем, и она никогда не заканчивалась!

Василий Сухомлинский

Хочется сказать что-то нежное-нежное

Мне было тогда годика три-четыре. Повела меня мама в больницу- укол делать. Пришли мы к большому белому зданию. Все в нем белое – и стены, и двери. Позвали нас с мамой в маленькую комнату. Сидит там возле стола врач. Посмотрел на меня, а потом маме сердито:

- Почему вы не раздели больную? Что я, по-вашему, сам ее буду раздевать?

И даже покраснел от злости. Мне стало страшно.

В ту же секунду из соседней комнаты вышла женщина – тоже в белом халате, врач. Она ласково положила руку мне на голову и сказала:

- Ой, какая у тебя кофточка красивая. И теплая наверное… давай снимем ее.

От ласковых слов женщины стало мне радостно. Я сама разделась. И когда делали укол, было не больно.

Мне уже двадцать пять, уже у меня двое детей. Те врачи – и мужчина, и женщина – до сих пор работают в нашем селе. Когда я встречаю на дороге сердитого доктора (так называю его всю жизнь, хочется перейти на другую сторону улицы. А когда идет навстречу ласковая женщина – на душе становится радостно, хочется подойти к ней, поклониться низко и сказать что-то нежное-нежное…

Публикации по теме:

Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май»Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый! Я люблю Май самозабвенно,.

«Солнечного лета ласковый привет» Фотоотчет о прогулке с детьми раннего возраста.«Солнечного лета ласковый привет» Фотоотчет о прогулке с детьми раннего возраста. Уважаемые гости моей странички! Дорогие мои друзья! Хочу поделиться с вами фотоотчетом о прогулке с малышами по территории нашего детского.

Используем нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Приветливый инопланетянин»Используем нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Приветливый инопланетянин» Друзья мои и гости странички, представляю вашему вниманию мастер-класс по рисованию "Приветливого инопланетянина" с использованием нетрадиционных.

Конспект беседы в подготовительной группе «Мой нежный и ласковый зверь. Кошка»Конспект беседы в подготовительной группе «Мой нежный и ласковый зверь. Кошка» Конспект беседы в подготовительной группе «Мой нежный и ласковый зверь» Задачи: 1. Познакомить детей с жизнью кошек. 2. Закрепить знание.

Конспект НОД по риторике «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь» в старшей группе Цели и задачи: - Объяснить ребятам, что слово человека могущественно: мы можем словом огорчить, пожалеть, приободрить, обидеть и т. д. ;.

Конспект ОД по лепке «Светлый праздник Пасха» с детьми второй младшей группыКонспект ОД по лепке «Светлый праздник Пасха» с детьми второй младшей группы Ко дню праздника ПасхаЦель: создание условий для выполнения пасхальной композиции Задачи: - активизировать познавательную активность детей.

Конспект прогулки «Ласковый щенок Тузик» в младшей группе Тема прогулки: «Ласковый щенок Тузик» Цель. Познакомить детей с частями тела щенка, их названием. Уточнить, как зовут маму щенка. Задачи.

Конспект занятия по познавательному развитию «Светлый праздник Рождество» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Светлый праздник Рождество». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей с православным.

Конспект заседания семейного клуба «Светлый праздник Пасха. Семейные традиции» Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными традициями. Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить с особенностями празднования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по риторике «Кто душой светлый — ласковый, приветливый»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 21:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по риторике «Кто душой светлый — ласковый, приветливый»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД