Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по риторике «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- Объяснить ребятам, что слово человека могущественно: мы можем словом огорчить, пожалеть, приободрить, обидеть и т. д. ;
- Предупредить детей: прежде чем сказать, нужно подумать, как к твоим словам отнесётся собеседник;
- Убедить дошкольников, что только ласковое и доброе слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.
Оборудование и материалы: мяч, магнитофон, картина "Мальчики катаются на роликах в парке".
Ход НОД.
I. Речевая разминка. Дикционное упражнение - игра.
Ребята по очереди передают мяч друг другу. Один, бросая мячик, другому, спрашивает:
Публикация «Конспект НОД по риторике „Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- Егор (называет имя того, кому передаёт мячик, Сеня вёз воз сена? (Или можно использовать другую скороговорку.)
Ребёнок, получая мячик, отвечает:
- Сеня вёз воз сена!
Таким образом мячик переходит от одного игрока к другому.
II. Узнаём новое.
Педагог: - Ребята, когда мы с вами проводили игру, вы передавали мячик друг другу, при этом произносили слова. Вы ловили мячик. Как вы думаете, а слово можно поймать и передать так же, как мячик? Давайте попробуем сейчас в этом разобраться.
1). Беседа по смыслу пословицы.
Педагог: - Ребята, тема нашего занятия сегодня: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь". Скажите, как вы понимаете эту пословицу?
Дети: - Если из клетки вылетит воробей или ещё какая-либо птица, то его (её) можно поймать и вернуть в клетку. А вот сказанное слово вернуть нельзя. Оно запомнится, и из памяти его не выкинешь.
Педагог: - Правильно, ребята, сказанное слово уже не вернёшь. Скажите, пожалуйста, а о каком слове вы будете жалеть, если если его не получиться венуть?
Дети: - Об обидном слове, которым обидел или расстроил кого-либо.
Педагог: - Ребята, а случалось ли у вас такое, чтобы вы жалели о сказанном? Сможете привести примеры? (Педагог не настаивает, если ребята не приводят примеры).
Рассматривание рисунка "Мальчики катаются на роликах в парке".
Педагог: - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, и скажите, что случилось с мальчиком, который пока плохо катается на роиковых коньках?
Дети: - Мальчик упал, сильно ударился, поэтому больше кататься не может.
Педагог: - А как ведут себя мальчики, которые умеют кататься на роликах?
Дети: - Один мальчик смеётся, глядя на упавшего, а другой - проходит мимо.
Педагог: - Ребята, а правильно ли поступили эти мальчики? Что бы вы сделали на их месте?
Дети: - Мальчики поступили не правильно. Во-первых, никогда не надо смеяться над теми, у кого что-то не получается. Во-вторых, не нужно быть безразличными к беде другого человека, необходимо оказать помощь тому, кто в этом нуждается и посочувствовать ему.
2). Речевая ситуация (работа в парах).
Педагог: - Ребята, а какие слова можно произнести в том случае, когда мы сочувствуем кому-либо? Давайте разыграем эту ситуацию в парах.
Ребята парами выходят и разыгрывают ситуацию, в которой они друг другу сочувствуют в том, что один из них упал, когда катался на роликах.
Педагог: - Ребята, а случалось ли ткак, что вас кто-нибудь обижал? Что вы чувствовали при этом? Какие слова вы хотели бы услышатьот своих обидчиков? (Дети приводят свои варианты. В таких ситуациях бывает жалко себя и обидно, хочется плакать, а в эти моменты хочется услышать слова извинения. ) Ребята, а какие варианты извинения вы знаете? (Дети перечисляют варианты извинения).
Педагог: - Ребята, всегда хорошо, когда люди жалеют друг друга, любят друг друга. Сейча вам предстоит возможность сказать добрые и приятные слова своим друзьям и близким (для записи используем магнитофон: дети по очереди говорят добрые пожелания родителям и друзьям).
3).Разгадывание ребуса.
Педагог: - Ребята, а теперь нам предстоить разгадать трудный ребус, за который получим волшебный знак. Рассмотрим рисунки этого ребуса:
1 - ВЕТЕР
2 - гРУШИ+Т = РУШИТ
3 - ГОРЫ
4 - А "СЛОн" в "О" = А СЛОВО
5 - ДРУЖБА
ВЕТЕР РУШИТ ГОРЫ, А СЛОВО - ДРУЖБУ.
III. Итог.
Педагог: - Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Дети: - Недоброе, грубое, обидное слово способно разрушить дружбу, как сильный ветер разрушает горы.
Педагог: - Ребята, вы правы, только искреннее, задушевное и сердечное слово сохранит любовь и дружбу между людьми. Не случайно говорят, что сердечное слово до сердца доходит.