Ирина Карсанова
Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ «Осетинская башня» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные компьютерные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Тема «Осетинская башня»
Цель: Приобщать детей к истории родного края.
• Познакомить с назначением осетинских башен.
• Развивать фантазию и воображение, совершенствовать зрительное восприятие цвета (цветовое зрение).
• Пробудить интерес к истории родного края, к архитектурным памятникам Осетии.
Художественно-образовательные задачи:
• Освоение художественных средств выразительности.
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Выразить основной характер башни (крепкая, надежная, устойчивая) и ее форму (трапециевидная – сужается кверху).
• Передать структурность каменной кладки.
Развивающие: Развивать воображение, творческие способности.
Цветоведение:
• Наблюдение натурного цвета на природных объектах – камни оттенков разного цвета и фактуры.
• Смешение цвета на палитре, используя при этом серый цвет как основной.
Композиция: размещение на листе изображения башни (или нескольких башен) на фоне гор.
Техника исполнения : гуашь.
Оборудование: Листы А4, кисти, салфетки, палитры, баночки для воды, краски, аудиоаппаратура, компьютер, наклейки для наград детям.
Ход Занятия 1
В. Дети, мы с вами живем на Кавказе. Здесь очень красивые места, замечательная природа. Посмотрите – высокие горы и ущелья между скал. Воспитатель показывает виды гор. Сцены из жизни сельских жителей. В. Каждое ущелье красиво по-своему. Их в Осетии – семь. В ущельях быстрые горные реки, красивые озера. На склонах гор – селения, луга, пасутся стада. Что вы видите на картинках?
Д. Люди косят сено, собирают кукурузу, пасут коров. В. Дети, кто из вас был с родителями в горах на отдыхе, у родственников в гостях? Расскажите. Что вы там видели? Вам понравилось? Ответы детей
В. Дети, посмотрите, в горах очень часто можно встретить вот такие строения. Это дома? Воспитатель показывает изображения осетинских башен.
Д. Нет, это осетинские башни.
В. Знаете ли вы, зачем в давние времена в горах строили эти башни? Чтобы жить?
Д. Мне дедушка рассказывал, что эти башни – сторожевые. Осетины строили их для того, чтобы защищаться от врагов.
В. Правильно. Башни строили так, чтобы оттуда видна была дорога, чтобы просматривалось ущелье. Башня имела узкие небольшие окна, через которые можно было наблюдать вокруг. Когда приближался враг, и нужно было собрать воинов – на башне зажигали огонь. Дым от костра видели на других башнях и на них тоже зажигали костры. Это означало, что все мужчины в горных селениях должны сесть на коней и ехать защищать свое ущелье. Осетины всегда были отважными, смелыми воинами и умели защищать свои земли. Башни очень помогали людям, так как в те времена не было телефонов, чтобы предупредить об опасности, сообщить новости. Не было машин и хороших дорог, чтобы быстро доехать до отдаленных селений. Мы будем рисовать сегодня осетинскую башню. Давайте внимательно посмотрим, какая она. Из чего она сделана? Из кирпича? Из дерева?
Д. Нет. Башня сделана из камня.
В. А почему, как вы думаете?
Д. В горах очень много камней. Везде камни. Поэтому и жилье, и башни, и другие постройки в горах делали из камней.
В. Из любых камней? Давайте посмотрим. Вот у нас камни. Они все подошли бы для строительства? Эти вот круглые подходят, их удобно укладывать друг на друга? Воспитатель показывает камни разной формы – плоские, круглые, кривые. Дети трогают, рассматривают камни, прикладывают друг к другу. Анализируется форма камней (круглые, плоские, кривые, прямоугольные) и возможность соединения этих форм. Развиваются сенсорные ощущения – чувство твердости, крепости, тяжести камня.
Д. Круглые камни не держатся. Они скатываются, как мячики. А вот эти – плоские – подходят.
В. Вот почему строители башен подбирали камни прямоугольные, подгоняли их, скалывали, чтобы они плотно укладывались друг на друга. Какие мастера! Как крепко и надежно они строили! Видите, сколько лет прошло, а многие башни до сих пор стоят в горах и напоминают нам о жизни наших предков, об истории нашего края. Дети, давайте нарисуем башню! Вернее, представим, что мы ее сами строим. Еще раз внимательно посмотрите, какие бывают башни? Скажите, как же их нужно рисовать?
Д. Башни большие. Высокие. Кверху сужаются. На башне есть маленькие окошки-бойницы.
В. Берем тонкую кисть и темную краску. Башню рисуем на горе, большую, на весь лист. Такую, чтобы в ней могли укрыться воины в случае опасности и чтобы им с высоты все вокруг было видно. Внимательно рисуем камушки. Нам нужно так строить, чтобы наша башня была крепкой, надежной, не развалилась. Рисуем не спеша – укладываем камушек на камушек. Вот какие вы у меня замечательные строители! Кто закончил рисовать главную башню, нарисуйте горы, на них – еще башни, солнце, облака на небе. Все, что можно увидеть в горах. А на следующем занятии, когда рисунок подсохнет, мы его закончим – продолжим красиво раскрашивать красками.
Ход занятия 2
В. Дети, на прошлом занятии мы начали рисовать… что?
Д. Осетинскую башню.
В. Давайте вспомним, что мы нового узнали о башнях? Скажите, зачем их строили в горах? Желательно, чтобы отвечали дети, которые были менее активны на прошлом занятии, чтобы проверить, насколько они усвоили материал.
Д. Это – сторожевые башни. Их строили на высоких горах. Они помогали защищать земли Осетии. Если была опасность, на башне зажигали костер. Огонь и дым от костра были видны с других башен, и на них тоже зажигали костер. Так передавали сигнал тревоги.
В. Молодцы, все запомнили. Тогда продолжим рисовать, вернее, строить наши башни. Многие наметили уже свой рисунок, нарисовали башню, вдали горы, небо, солнце. Сегодня наша главная задача – закончить рисунок. Все красиво раскрасить, подобрать цвета для гор, неба, камней, из которых сделаны башни. Башни получились красивые, но когда камни не раскрашены, они – белые, как будто из снега. Не похоже, что они крепкие, каменные. Так что же нам нужно сделать?
Д. Нужно раскрасить камни.
В. Значит, будем учиться подбирать цвет камней. Воспитатель показывает разноцветные камушки.
В. Вот у нас камни и камушки, которые мы принесли с гор. Мы выбирали маленькие, так как большие камни, из которых строили башни, очень тяжелые, как их принесешь! Сейчас нам важно рассмотреть их цвет. Какого они цвета, когда мы смотрим на них издали?
Д. Они серые.
В. Давайте посмотрим на них повнимательнее. Подойдите поближе. Возьмите их. Они одинакового цвета? Дети трогают камушки, прикладывают друг к другу, сравнивают между собой, пытаются назвать цвет. Идет активное развитие чувства цвета и зрительного внимания.
Д. Этот – серо-желтый. Этот камушек – серо-зеленый. У меня самый красивый – розоватый с прожилочками. Этот – коричнево-серый. Они все разные!
В. Башню мы строим не мрачную и злую, не для змея Горыныча или Кощея! Поэтому какие нужно взять цвета?
Д. Строгие, неяркие, но красивые.
В. Внимательно подбираем цвета на палитре, чтобы они получились похожими на наши красивые камушки. Для этого сначала составим серый цвет. Как?
Д. Нужно к белой краске добавить одну капельку черной – получится серый цвет. В. Попробуйте составить серый цвет. Только не делайте его темным. Получился? Дети, если мы все камушки раскрасим одним этим серым цветом, получится хорошо?
Д. Будет некрасиво, скучно, мрачно.
В. Что же нам делать? Как сделать цвет красивым? Вы это умеете делать.
Д. Если в серый цвет добавлять понемногу яркого цвета, тогда будут камушки, как у нас: красивые и все разные. Дети составляют цвета на палитре. Пока важнее понимание задачи и сам процесс составления цвета, чем результат.
Д. Вот получился серо-розовый цвет. В. Какой красивый! А как ты его составила?
Д. Я добавила в серый цвет немножко красного цвета. А у меня получился серо-зеленый, как мой камушек! Посмотрите! В. Какой красивый цвет! Покажи всем детям и расскажи, как он у тебя получился. Какие краски ты смешивал?
Д. Я к серому цвету добавил зеленый, а затем немножко желтого.
Дети смешивают краски, делятся своими успехами, объясняют друг другу, как они получили тот или иной оттенок.
В. Подбирайте цвета и сразу раскрашивайте ими камушки на башне. Но помните, это – сторожевая, боевая башня, и она не должна быть яркой и нарядной. Если вы добавите много цвета – камни получатся слишком яркие: красные, желтые, зеленые… И башня получится не из камней, а как будто из помидоров, лимонов и огурцов! Вы такую хотите? Как вы думаете, это будет хорошо? Немного юмора и минутка смеха на занятии снимут напряжение, создадут непринужденную атмосферу.
В. Кто закончил раскрашивать башни, рисуйте природу вокруг – горы, солнце, облака, орла в небе. Кто хочет, может нарисовать давние времена : на башне – дым, скачут всадники. Кто хочет, нарисует наше время – вокруг башни мирно пасутся стада, люди косят сено, кто-то несет с родника воду. Подбирайте красивые, переливающиеся, солнечные цвета, чтобы передать красоту природы нашей земли – Осетии. С помощью цвета покажите, как вы ее любите.