Елена Михайлова
Конспект интегрированного занятия «Белая береза» для детей средней группы
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Белая береза»
Выполнила воспитатель средней группы Михайлова Елена Павловна
Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.
Обучающие:
- Уточнение и расширение знаний у детей о русской березе
- Уточнение понятия «береста», для чего она служит.
Развивающие:
- Развитие у детей связной речи, познавательного интереса, творческих способностей
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Белая береза“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Береза. Конспекты занятий
- Дерево Береза
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные:
- Воспитание патриотических чувств к своей Родине и любви к березе, как к символу нашей страны.
Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций по темам деревья, патриотическое воспитание, народные промыслы.
Материалы: картинки с изображением березы, леса; герба, флага России, разрезные картинки – береза, художественная литература (А. Прокофьев, предметы выполненные из бересты, бумага, ножницы, фломастеры, клей.
1. Организационный этап
Живут в России разные народы с давних пор, Массаж пальцев рук
Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой и наряд Руки вперед, пальцы соединить.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья, Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.
2. Основная часть
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной неприметный небольшой
Этот дом страна –Земля,
Это Родина моя.
Как вы думаете, что такое Родина?
Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие
А вы знаете, как называется наша Родина?
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия, самая большая страна в мире. У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими. Назовите символы России (гимн, флаг, герб)
Ребята есть ещё и особые символы, об одном из них мы сегодня будем говорить, Отгадайте загадку и узнаете, о чем я говорю
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
Посмотрите, вот и она, наша русская березка. (воспитатель с детьми рассматривает изображения березы)
Про берё зку в народе говорят: «Берёзонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на неё человек, и веселее у него на душе становится.
Берёза – это один из символов России, гордость русского народа.
Ею можно восхищаться в любое время года. (рассматривают изображение березы в разные времена года).
Ребята, чем отличается берёзка о других деревьев? (белой корой)
Да, природа наделила только одно дерево нашего края белой корой с чёрными чечевичками (полосками на стволе дерева, через которые дерево дышит. Кора эта называется берестой.
Ребята, сегодня 11 апреля в России отмечается день березы, которой иначе называется Берещенье. Название «берещенье» праздник получил за традицию собирать берёзовый сок, который в этот день он обладает живительной силой.
Березовый сок очень полезный. В нем много витаминов.
Ребята, А что еще есть у березы? (ответы детей)
Весной, в начале мая, на березе появляются первые листочки.
Весной берёзовые листочки обычно зелёные, маленькие, с одного конца - круглые, с другого - узкие, заканчиваются острым «носиком», с зубчатым краем.
Также весной молодые листья берёзы клейкие, так как покрыты смолой, которая оберегает их от резких перемен погоды.
Послушайте стихотворение Александра Прокофьева:
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, С зелеными сережками.
Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
По весне можно заметить, как березка наряжается в необычные серёжки. Они появляются еще до того, как начнут распускаться листочки. Эти серёжки на самом деле являются цветами, просто они так похожи на длинные женские серьги. После цветения в мае березка покрывается молодой зеленой листвой. Осенью красавица снова надевает серёжки, но только теперь это уже плоды, в которых зреют семена. Подует ветер, упадут семечки на землю, а из семечек вырастут новые березки.
А еще березку часто сравнивают с невестой. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Игра «Собери целое из частей»
- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Давайте соберем картинку из нескольких частей. (Дети собирают у магнитной доски картинку).
- Молодцы, ребята, красивая берёзка у вас получились, вы правильно и быстро собрали картинку!
- Кто сможет назвать части берёзы? (Дети показывают на иллюстрацию и называют ствол, крона: ветки и листья).
Берёза – это один из символов России, гордость русского народа.
Когда люди рассказывают о России, то чаще всего вспоминают берёзку, красавицу русского леса.
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Давайте вспомним, в каких местах можно увидеть березу? (ответы детей).
Физминутка «Березка»
Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к пленам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за партой.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
Береза очень полезное дерево. Давайте подумаем, как береза помогает человеку?
1. Из березы заготавливают дрова. Они считаются самыми лучшими, потому что дают больше тепла.
2. Собирают сок березы. По весне, пока не распустились почки, делается надрез в коре, вставляется соломинка, через которую можно попить. Вкус березового сока сладковатый. Это традиционный напиток не только в России, но и в Северной Европе и Северном Китае. Сок используется для изготовления березового сиропа.
3. Парились ли вы хоть раз в баньке? Может быть, слышали, что именно березовый веник для бани считается лучшим. Без всякой магии после банных процедур с березовым веником вы становитесь крепче и здоровее, все болезни проходят.
4. В лесу именно под березой можно найти вкусные грибы – подберезовики.
5. Раньше кора березы применялась в качестве бумаги. Многие древние записи были сделаны именно на ее коре. Не только в нашей стране, но и во многих других, к примеру, в Италии, Китае и Великобритании.
Кора березы по-другому называется берестой. Ее использовали не только в качестве бумаги, но и для изготовления поделок, игрушек, женских украшений. Даже сейчас есть умельцы, которые могут смастерить очаровательное лукошко, корзинку или даже лапти.
Ценится береза и в медицине. К примеру, из нее можно сделать гипс. Применяются для лечения разных болезней березовые почки и чага – гриб, который растет на березах. Смола березы называется дёгтем. Он применяется для создания мазей, залечивающих раны.
Березу применяют для создания шампуня и мыла, используют в качестве ароматизатора и кожевенного масла.
Специально выведенные декоративные сорта используют для ландшафтного дизайна, а обычные сажают по периметру полей, чтобы защищали их.
Ребята, А давайте мы с вами создадим маленькую березовую рощу. Для этого нам понадобится бумага, ножницы, клей и фломастеры.
Из листа белой бумаги сворачиваем ствол, склеиваем его. Рисуем на нем черные чечевичка (полоски). Теперь нарезаем тонкие полоски – веточки. Склеиваем из них колечки и приклеиваем к стволу. Теперь берем зеленые листочки и украшаем ими нашу березку.
Осталось только разместить наши березки на полянке.
3. Рефлексия
С каким символом России мы сегодня познакомились? 1
Что мы рассматривали, о чём говорили? 1
Что больше всего понравилось и запомнилось? 1
Какие трудности возникли? 4
Что нового узнали о берёзе? 4
Как нужно относиться к деревьям, для чего они нужны? 4