Елена Абросимова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети! Сегодня утром я нашла около двери группы какой – то конверт, посмотрим, что там? Кому мы доверим распечатать конверт? (Ответы детей) Что же там? (Письмо, картинка «Семья», картинка девочки). Интересно, кто же прислал нам это письмо? Кто – то может прочитать? (Пока нет). Тогда прочту я, хорошо?
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме „Моя семья“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте. Меня зовут Анюта. У меня большая семья, но я не знаю, как мне их правильно называть. Прошу вас помогите мне разобраться, кого и как мне правильно называть».
Поможем Анюте, напишем ответ? (Да)
Давайте будем передавать волшебную палочку и назовем всех членов семьи ласково.
Воспитатель называет первое слово, дети образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением.
Игра «Волшебная палочка»
«Назови ласково»
Дед - дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька.
Баба - бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька.
Мама - мамочка, мамуля, мамулечка.
Папа - папочка, папулечка, папуля.
Дочь - дочка, доченька, дочурочка.
Сын - сынок, сынуля, сынулечка.
Внук - внучок, внучек.
Внучка - внученька, внучечка.
Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. У каждого из вас тоже есть своя семья. Семьи бывают большие и маленькие, и мы сейчас определим, кто же живет в семье…
Воспитатель выставляет картинку «Семья» на доску:
- Расскажите, кто изображен на этой картинке, а я буду записывать ваши ответы для Ани, чтобы послать ответное письмо.
- Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?
- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?
- Кто девочка для мамы? Для папы?
- А мальчик для папы и мамы?
- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?
- А мама и папа для дедушки и бабушки?
- Кто для дедушки папа?
- Кто для бабушки мама?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- «Спасибо, дети, я все ваши ответы записала. А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками, расскажем про нашу большую семью.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - дедушка, поочерёдное загибание пальцев
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья. сжимание - разжимание кулачка.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто – то разбросал все вещи, предлагаю вам прибраться и отдать эти вещи хозяину, согласны? Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.
Д/и «Чьи вещи?»
(игра на классификацию вещей и в образовании притяжательных прилагательных)
На столах у детей лежат предметные картинки изображением вниз (на фланеле) одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи. На фланелеграфе прикреплены предметные картинки членов семьи (дедушка, бабушка, девочка, мальчик, мама). Ребенок берет картинку со стола и прилепляет ее на фланелеграф, поясняя, почему он так решил:
«Эти духи отдадим маме, это мамины духи.
Газету – папе, папина газета
Очки – дедушке, дедушкины очки
Фартук – бабушке, бабушкин фартук
Куклу – дочке Тане, Танина кукла
Кубики – сыну Саше, Сашины кубики».
Воспитатель:
- А теперь, дети, предлагаю нарисовать по точкам фигуры всех членов семьи Анюты. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и получится вся ее большая семья, сложим ваши работы в конверт и отошлем. Так мы Анюте поможем разобраться, как ей правильно называть своих членов семьи, договорились?
(Дети рисуют)
Воспитатель:
- Кого вы нарисовали? (Ответы детей)
У нас получилась настоящая большая Анютина семья.
(Рисунки дети складывают в конверт и запечатывают).
Вы доверяете мне отправить письмо Анюте? (Ответы детей).
Итог занятия
(дети встают в круг)
Воспитатель:
- Кто может сказать, как можно расшифровать слово «Семья»?
(Это семь «Я»)
А может и больше людей, которые живут рядом и дружно. А как по – вашему, что означает жить дружно? (Ответы детей). Ребята, я рада за вас, что у вас есть своя семья. И согласна с вами - главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц о семье. Вот одна из них: «Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют». Подумайте о чем эта пословица и об этом мы поговорим в следующий раз.