Екатерина Ванина
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная задача. Обогатить словарь детей притяжательными прилагательными: волчий, лисий, заячий, беличий, медвежий, лосиный. Формировать у детей четкое произношение слов. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении: притяжательные прилагательные с существительными. Учить (по образцу) составлять описательный рассказ о животном.
Развивающая задача. Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательная задача. Воспитывать бережное отношение к животным. Формировать навыки взаимодействия друг с другом. Воспитывать любознательность, инициативность.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа. Нора, логово, дупло, берлога, вожак, стая, петляет, хищное, растительноядное, волчий, лисий, заячий, беличий, медвежий, лосиный.
Предварительная работа. Беседа на тему «Как животные готовятся к зиме», рассматривание иллюстраций на тему «Животные зимой», составление описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц, чтение художественной литературы (Л. Толстой «Зайцы», М. Пришвин «Беличья память», В. Бианки «Готовимся к зиме»).
Материал и оборудование. Музыкальное сопровождение, следы животных, коврограф «Ларчик», мнемотаблицы «Ладошка», раздаточный материал для дидактической игры «Круги Эйлера», оформление игровой комнаты - деревья в зимнем убранстве.
Ход занятия
Организационный момент. После чтения русской народной сказки «Зимовье зверей» воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в зимний лес, чтобы узнать, как зимуют лесные обитатели.
- Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговицы, завяжем шарфы и обязательно наденем варежки (дети, подражая воспитателю, имитируют движения). Теперь мы все тепло одеты, и можно отправляться на прогулку в зимний лес.
Раз, два, три, четыре, пять
Нужно глазки закрывать.
Повертелись, покружились и в лесу мы очутились.
Полюбуйтесь какие красивые деревья, осыпаны снегом, как будто укрыты снежными одеялами. А как легко дышать, воздух чистый, свежий. Посмотрите, на снегу чьи-то следы…
Основная часть. Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки. Будьте внимательны, если вы правильно отгадаете загадки, тогда мы узнаем следы каких лесных жителей на снегу.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы? (белка)
Уточнить: у белки - беличий след.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пушистый хвост ее краса,
Этот зверь лесной… (лиса)
Уточнить: у лисы - лисий след.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора?
От врагов спасают ноги,
А от голода кора? (заяц)
Уточнить: у зайца - заячий след.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех… (волк)
Уточнить: у волка - волчий след.
Он в берлоге спит зимой
Под большою под сосной,
И когда придет весна
Просыпается ото сна? (медведь)
Уточнить: у медведя - медвежий след.
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось).
Уточнить: у лося - лосиный след.
Следы каких животных мы обнаружили на снегу? (перечисляют). Как можно назвать этих животных одним словом? (дикие, лесные).
Дидактическая игра «Круги Эйлера»
«Круги Эйлера» - это прием сравнительного описания. Две подгруппы детей составляют модель описания двух объектов по плану: лисы и зайца. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой круг - обруч. В месте пересечения кругов выложены символы, общие для обоих сравниваемых объектов, за пределами зоны пересечения - символы характеризуют различия двух объектов. Дети сравнивают объекты, определяя сначала их сходство, а затем - различия.
Примерный образец сравнительного описания: Лиса и заяц - это дикие животные. По размеру лиса больше, чем заяц, а заяц меньше, чем лиса. У лисы шубка рыжая, а у зайца - серая. Зимой заяц меняет свою серую шубку на белую. У лисы есть голова, туловище, лапы, пушистый хвост, уши, нос, глаза; у зайца есть голова, туловище, лапы, хвост, длинные уши, нос, глаза. Лиса питается зайцами и полевыми мышами, а заяц - корой. Лиса живет в норе, а заяц прячется под кустом. Детеныш лисы - лисенок, а детеныш зайца - зайчонок.
Физминутка «На лесной опушке»
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает -
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение -
Очень ему нравится это упражнение.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки словно мячики
Дружно прыгают и скачут.
Дидактическая игра «Зимовье зверей» (на коврографе)
С помощью мнемотаблиц «Ладошка» дети составляют рассказы о зимовье животных (лось, медведь, волк, заяц, белка, лиса, а также расселяют животных на коврографе «Ларчик», который представляет собой модель леса.
Заключительная часть. Ребята, мы с вами увидели, как зимуют лесные жители и нам пора возвращаться в детский сад.
Закрываем глаза.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все вернемся мы опять.
Повернись, оглянись,
Снова дома очутись!
Вот мы и в детском саду.
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Что мы делали в зимнем лесу?
- О зимовье каких зверей мы узнали?
- Вам понравилась прогулка?
А сейчас я предлагаю вам поделиться полученными впечатлениями на бумаге.