Светлана Иванова
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово»
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение).
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия : Чтение рассказа В Осеевой «Волшебное слово».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: Определение идеи произведения В. Осеевой «Волшебное слово» через организацию чтения и беседы.
Задачи:
Обучающая:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Чтение рассказа Осеевой „Волшебное слово“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осеева В.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Познакомить детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».
Учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения; углубить знания детей о доброте, вежливости.
Развивающая :
Развивать мышление через организацию беседы по прочитанному произведению.
Воспитательная:
Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.
Словарная работа : поддал, сгребла в кучу, противень.
Подготовительная работа: Организация беседы «Зачем нужно быть вежливым?», подборка иллюстраций и портрета В. Осеевой.
Планируемые результаты: Дети знакомы с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» и определяют идею произведения;
Дети обладают достаточным уровнем мышления для участия ведения беседы;
Созданы условия для воспитания навыков культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми
Материалы и оборудование: книга, портрет, иллюстрации.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап
Формирование интереса у детей к теме занятия к предстоящей деятельности. Ребята, давайте друг друга поприветствуем. для этого нужно встать в круг.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Я рада приветствовать вас, этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых, интересных впечатлений!
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся? правильно, мы будем читать.
Но для начала скажите, какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое
настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Я вижу, что у всех теперь хорошее настроение и даже на небе засеяло солнышко от ваших улыбок.
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» (показываю портрет писателя).
Это история о мальчике Павлике. Павлику всегда был обижен, потому что ему много чего не разрешали и даже сестра не хотела с ним делиться карандашами. Он грустил и даже плакал, пока не встретил одного старика на лавке. Старик открыл ему один секрет, Павлик сначала ему не поверил. Но попробовав один раз применить его, жизнь Павлика очень изменилась. Что это был за секрет и что было дальше с героем рассказа мы узнаем, когда прочитаем «Волшебное слово» В. Осеевой. Прием психологической речевой настройки на предстоящую деятельность;
Побуждение к деятельности;
Беседа приветствуют воспитателя и друг друга.
внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопрос.
«Дарят» улыбки.
рассматривают портрет писателя и внимательно слушают анонсирование произведения. Дети мотивированы на предстоящую деятельность
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Формулировать проблему и создание проблемной ситуации Давайте рассмотрим обложку книги. Что на ней изображено?
Сядьте правильно и удобно. выпрямим спины и положим руки на коленки. Как мы ведем себя, когда слушаем рассказ? правильно, внимательно и не перебиваем.
в тексте вам могут встретиться не знакомые слова, такие как поддать, сгрести в кучу, противень. вы знаете, что это такое?
Поддать – значит легонько ударить кого-то.
Сгрести в кучу – быстро собрать.
Противень- тонкий металлический (или стеклянный) лист с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания). Метод: словесный;
Приемы: прием постановки вопроса конкретного характера Дети внимательно слушают.
Рассматривают обложку книги, высказывают свои предположения о сюжете.
знакомятся с новыми словами. Дети формулируют проблемный вопрос совместно с воспитателем;
Дети проявляют интерес к проблемной ситуации и формулирование проблемы.
2.2 Этап восприятия материала
Познакомить с содержанием произведения Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Метод: чтение Отвечают на вопросы
Рассуждают
Внимательно слушают, воспринимают Ознакомлены с содержанием произведения внимательно слушают и воспринимают информацию.
2.3 Этап практического решения проблемы
Решать проблемную ситуацию; отвечать на проблемный вопрос; Анализ текста: создание условий для решения, проблемной ситуации.
Вопросы по тексту.
Кто является героем рассказа и что с ним случилось?
Кому мальчик рассказал о своей проблеме?
Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?
Как можно назвать его поведение?
Что просил Павлик у сестры?
Куда не брал Павлика брат?
Что не дала бабушка мальчику?
Как старик помог мальчику?
Какое слово «помогло» Павлику?
Как оно «помогло» Павлику в дальнейшем?
Как изменилось отношение родных к мальчику?
Какую силу имеют волшебные слова?
Можно ли говорить, что мальчик навсегда останется невежливым?
А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?
Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет
Динамическая пауза:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда. Два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два –
привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора
Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу.
Гимнастика для глаз.
Теперь нашим глазкам нужно отдохнуть. давайте сильно-сильно зажмурим глаза, а теперь откроем и посмотрим далеко в окно. а теперь на кончик носа и опять в окно. посмотрим глазками на соседа справа, а теперь слева. быстро-быстро поморгаем и опять посмотрим в окно. Метод: Наглядный, практический.
Приемы: вопросы на понимание текста (Анализ, синтез, оценка)
Прием: выборочное чтение
Дидактическая игра: метод: практический Выполняют упражнения с текстом участвуют в игре Дети проявляют инициативу и самостоятельность в решении проблемной ситуации
3. Заключительный этап
Подвести итоги деятельности;
Обобщить полученный опыт;
Формировать элементарные навыки самооценки ребята, какой рассказ мы с вами сегодня прочитали? Кто его автор? о чем произведение? Чему нас учит автор? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
А случались ли с вами интересные истории, где вам «помогли» волшебные слова?
Ребята, спасибо вам за занятие! А на прощание давайте еще раз подарим солнышку и друг другу свои улыбки! До скорых встреч! Беседа
Прием: вопросы, побуждающие к обобщению и самооценке Отвечают на вопросы, демонстрируя навыки обобщения и самооценки.
Дети делают выводы, умеют обобщать опыт