татьяна сигитова
Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» для разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» для разновозрастной группы
Подготовила: Сигитова ТВ
Тема: «ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
(с использованием ТРИЗ)
Программное содержание:
Образовательные задачи.
Публикация «Конспект занятия по реализации ОО „Безопасность“ с использованием ТРИЗ „Волшебное электричество“ для разновозрастной группы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Электробезопасность
- Темочки
1. Обобщить знание детей об электричестве. Дать представление о превращении электрической энергии в другие виды энергии (ТРИЗ).
2. Расширять представления о том, где живет электричество и как оно помогает человеку.
3. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи.
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Способствовать овладению приемам практического взаимодействия с окружающими предметами.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи.
1. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.
2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа.
1. Беседы об электричестве и его свойствах.
2. Знакомство с бытовыми электроприборами.
3. Разучивание стихов, физминутки.
4. Проведение дидактических игр.
5. Рассматривание иллюстраций.
6. Чтение «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились».
7. Знакомство с правилами электробезопасности.
Методы и приёмы.
1. Метод ТРИЗ – педагогики
2. Наглядный:
-использование иллюстраций, картинок;
- использование схем;
3. Словесный:
- художественное слово;
-рассказ воспитателя;
-пояснения;
-вопросы.
4. Игровой:
-звуковая загадка;
-дидактические игры;
-словесная игра;
-физминутка – игра
5. практический:
-проведение опытов.
Индивидуальная работа.
1. Закрепить с Глебом Ф., Настей Ш., Мишей П. правильное, отчетливое произношение слов.
2. Развивать у Ангелины И., Варвары С., Артема Т. умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
Словарная работа.
1. Активизировать в речи детей слова: электричество, электроприборы, электрический ток.
Работа с родителями.
1. Беседа «Как помочь ребенку, пострадавшему от удара током».
2. Беседа «Как вести себя при возгорании электроприборов».
Атрибуты:
1. Д/игра «Собери картинку».
2. Картинки «Электроприборы».
3. Карточки «Правила пользования электроприборами»
4. Карточки – схемы: молния, рупор, костер, солнце, схема обозначающая движение: круг и линии движения, направленные влево
5. Стекло, воздушные шары.
6. Кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, расчески.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Безопасность».
-Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, утюг, плита и д. р.)
-Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами.
-Уточнение знаний детей о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
-Воспитание чуткости к художественному слову; зачитывания отрывков с наиболее яркими, запоминающимися описаниями.
-Развивать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать стихотворение.
Образовательная область «Здоровье»
-Знакомство с основами техники безопасности и правилами поведения в обращении с электроприборами.
Образовательная область «Познания»
-Обогащение представлений детей о мире предметов. Рассказы о предметах облегчающих труд человека в быту (пылесос, мясорубка, создающих комфорт (бра,торшер).
Ход занятия.
Воспитатель: - Давным-давно жили древние люди. Они жили в пещерах, сами добывали огонь, разжигая костер с помощью трения палочки, готовили на нем еду, обогревались. От огня зависела жизнь людей. Древние люди боялись грозы, они считали ее гневом богов. (показываю иллюстрации). Тяжело было людям постоянно поддерживать огонь в пещерах. И человек стал думать, как сделать, чтобы тепло, огонь во всех жилищах были постоянными.
Шли годы. Многие ученые думали и наконец придумали…
-А что они придумали?
Таинственный гость прислал нам звуковую загадку: (магнитофонная запись) «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?»
Электрический ток.
-Молодцы. Это –электричество. А вы знаете, откуда оно приходит в ваш дом? Оно рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Прихожу оно в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в розетки, а затем в электроприборы. Оно – невидимое, но заставляет работать приборы, разные машины. (раздаются щелчки).
Ведущий: А для чего нужен электрический ток? Мы втыкаем вилку в розетку и происходит чудо: оживают электроприборы. Можно смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер, стирать. Электроприборы окружают нас по всюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
(Предлагаю детям встать в круг, взявшись за руки. Водящему закрываем глаза шарфом, кружится на месте, и на ощупь ищет с вытянутыми руками свою «розетку» Произносит слова: «Я хожу, хожу, хожу и розеточку ищу». Как только коснется рукой, он к тому же должен угадать кто пред ним)
(После игры младшие дети могут идти к няне, для них занятие окончено)
Ведущий: Чтобы электроприборы работали, они должны получать электрическую энергию. Но электроэнергия имеет одну особенность. Она все время превращается. Во что же может превращаться электричество?
Ответы: (Свет, тепло, движение, звук).
Молния, которую боялись древние люди – это тоже природное электричество.
Я покажу схему, а вы мне называйте приборы, для которых эта схема верна.
1. молния - свет
Дети: Настольная лампа, фонарь, прожектор, люстра
2. молния – звук
Дети: Телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, радио, телефон.
3. молния - тепло
Дети: Обогреватель, электроплита, утюг.
Воспитатель: А еще электрическая энергия может превращаться в энергию движения. Что это значит?
4. молния - движение
Дети: трамвай едет на электричестве, метро, миксер.
Воспитатель: А может быть так? (схемы на доске)
5. молния – свет + тепло
Дети: Лампочка нагревается, когда светит.
Воспитатель: А так
6. молния – свет + звук
Дети: Телевизор.
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, эту схему:
7. молния – движение + тепло
Дети: Пылесос нагревается, когда долго работает. У мамы фен работает и
горячий воздух дает.
Воспитатель: (у доски ребенок)
-Составь схему….
8. молния – звук + тепло
Дети: Пылесос шумит и нагревается.
Воспитатель: Что мы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что электричество может превращаться в звук, свет, тепло и в движение
Электрический ток – наш помощник. Но электрический ток может быть
опасным и даже вызвать пожар.
-Что же может стать причиной пожара?
1. Причиной пожара может быть наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, телевизор.
2. Пожар возникает тогда, когда одновременно в розетку включены несколько электроприборов (т. к. электричество выделяет тепло, возникает перегрев в сети).
Ребята, ни в коем случае не заливайте включенный телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Четко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.
Отвечают дети: Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Все это может привести к пожару!
Электрический ток может быть сильным и слабым. Молния – это силный ток. Если молния попадет в человека, он может потерять сознание, и даже погибнуть, поэтому нельзя стоять на открытом месте или под одиноким деревом во время грозы. От сильного тока можно получить ожоги.
А сейчас мы расскажем о правилах безопасности при пользовании электроприборами.
«Я начну, а вы кончайте
Хором дружно отвечайте».
1. Не дергай шнур и не тяни
Затея выйдет боком
Порвется провод и тебя
Ударить может током.
2. От короткого замыкания
Может произойти возгорание.
3. Никогда в одну розетку
Не включай, мой юный друг,
Телевизор и светильник,
И компьютер, и утюг.
Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
То пожар проводки сразу
В этой комнате получишь.
4. Если ты включил утюг
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь
Все ли выключил, проверь.
5. Нельзя оставлять без присмотра
Включенные электроприборы
6. Ты малыш запомнить должен
Будь с розеткой осторожен.
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в нее совать.
7. Сунешь гвоздик ненароком
И тебя ударит током.
Дело кончится бедой
Ток в розетки очень злой.
Нельзя пользоваться неисправными электроприборами!
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам, будет ожог.
Физминутка
Игра «Ток бежит по проводам».
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки, говорят слова:
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиры нам.
Чтоб работали приборы, холодильник, мониторы, кофемолка, пылесос, Ток энергию принес.
Воспитатель: Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.
• А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
Опыт 1.
Воспитатель: Возьмите с подноса ручки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
Дети: Лежат спокойно
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные ручки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите ее. Что произошло с бабочкой?
Дети: Бабочки притянулись, прилипли.
Воспитатель: Как ты считаешь, Вова почему бабочка притянулась к палочкам?
Примерные ответы детей: Палочки натерли кусочком шерстяной ткани
и они стали электрическими.
Опыт 2 (с расческами).
Доброе и волшебное электричество живет и в одежде, в волосах, но оно маленькое, слабое и потому не опасно.
Дети берут рисунки бытовых электроприборов и становятся в линию (Предлагаю детям взять картинки и если услышат ответ на мою загадку – делают шаг вперед тот ребенок, к которого отгадка окажется в руках)
Стихи
1. Это чудо – белый дом
И лежат продукты в нем.
Может здесь, где холод, лед,
Добрый Дед Мороз живет?
Сколько дверь я не открывал
Но Мороза не видал.
- Хватит двери открывать
И работать мне мешать (холодильник)
2. Этот парень обладает
Необычным, странным вкусом:
С аппетитом пожирает
Пыль с ковра и с пола мусор.
Он наестся до отвала
Чтобы в доме чисто стало. (пылесос)
3. А эта красавица любит трудиться
Своею работаю очень гордиться
- Хорошую баню устрою белью
Хозяйка оценит работу мою. (стиральная машина)
4. По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым! (утюг)
5. Этот идеальный
Греет воду моментально.
Стоит лишь его включить
Вскоре чай нам можно пить.
7. Я из школы прибегаю
Друга нашего включаю
Там уже идет футбол
Забивают нашим гол!
Игра «Вилка – розетка»
Итог:
Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество может быть опасным.
Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным (в фокусах).
Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня делали на занятии.