Олеся Загреба
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы
Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы» размещена в разделах
Цель: развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Развивающие :
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, вежливость.
Оборудование: ИКТ, ноутбук, предметные картинки, магнитная доска,
Методы: словесные, наглядные, игровые
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыплёнка, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений, чистоговорка, физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.
Планируемые результаты-целевые ориентиры: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытаться сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, правильно рассказывает сказку, опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физкультминутке.
Этапы работы:
1 Вводная часть: (3-4 мин.)Загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка).
2 Основная часть: (9-10 мин.). Психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений. Активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково», физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.
3. Заключительная часть: (2-3 мин.). Закрепление материала. С каким звуком мы сегодня познакомились? Кто к нам в гости пришел? (Цыпа) Какие слова вы запомнил со звуком [ц]?
Ход занятия:
1. Водная часть. (Воспитатель подзывает к себе детей и ставит их в круг)
Ребята, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно. Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Дети: цыпленок
Воспитатель: Правильно, это цыплёнок ( показ картинки: цыпленок вылезает из яйца). А как называется его чудесный домик? (яйцо)
Основная часть.
Воспитатель: Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. Посмотрел цыплё нок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц». Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают). - Цыплё нок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплё нок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.» -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится.
Воспитатель объясняет: чтобы правильно его произнести нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести ц-ц-ц-ц
Воспитатель: Произнеси Руслан, Алена, Артем. Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Давайте скажем вместе это слово (проговаривают хором)
Звук цыплят, появляется цыпленок
Воспитатель: Ой, кто-то это? Да это цыпленок к нам в гости пришел, услышал, как мы про него говорим.
Цыпленок: здравствуйте, дети!
Дети: здравствуй, цыпленок!
Воспитатель: а как зовут тебя цыпленок?
Цыпленок: меня зовут Цыпа
Воспитатель: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]
Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)
Воспитатель: Позови Алена– цып-цып-цып. А теперь ты Даня (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу. -Цып-цып-цып.
Цыпленок: ребята, у меня случилась беда. Дело в том, мой любимый звук «ц» ,но я не знаю ни одного слова с этим звуком, кроме своего имени. А мне так хочется их узнать!
Воспитатель : Ребята, давайте поможем нашему цыпленку узнать новые слова со звуком «ц». Предлагаю вам рассказать для цыпленка стихотворение. Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.
Воспитатель: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель и цыпленок говорят, затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу (показ «коготков»)
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)
Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)
Цыпленок : Спасибо вам ребята за такой интересный стишок.
Воспитатель :Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Артем. Молодцы!
Физминутка-танец под песню
«Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, а сейчас я предлагаю вам разбудить свои ушки, что бы они слышали хорошо и были очень внимательны. (будят ушки).
А теперь давайте поиграем в игру «Будь внимателен!»
Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Цыпленок: Ребята, спасибо Вам большое я узнал столько слов со звуком Ц
Воспитатель: Ребята, давайте назавем Цыпе еще слова со сзуком «ц» .
Какие вы знаете слова со звуком [ц]?
Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].
Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.
Где выступают клоуны? (в цирке, скажем вместе – цирк,
Птица, которая живет на болоте (скажем - цапля,
Животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц,
Овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором
- огурец). Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая Гимнастика «Цыплята». Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.) Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)
Воспитатель: Цыпленку с нами стало веселее, но он вспомнил про маму.
Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово (курица)
У львенка? - львица (показ картинки)
У тигренка? - тигрица.
У медвежонка? - медведица.
У волчонка? - волчица.
Какие вы у меня молодцы!
Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Цыпе узнать много новых слов с его любимым звуком (дети отвечают)
Цыпа : спасибо вам ребята за помощь, теперь я знаю столько новых слов со звуком «ц» и хочу рассказать вам мою любимую сказку, а вы должны будете различить в ней слова со звуком «ц».
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
Воспитатель: какие слова со звуком [ц] вы услышали? дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? – на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)
Воспитатель: Молодцы! Кто сможет рассказать сказку, с помощью этих картинок? (если позволит время - воспитатель спрашивает одного-двух детей). Молодцы!
Воспитатель :Цыпа говорит, что ему пора домой к маме, и ему не терпится рассказать маме о новых словах, которые он узнал. Давайте его проводим.
Заключительная часть Воспитатель: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Кто к нам в гости пришел (Цыпа). Какие слово запомнил со звуком [ц]? (ответы детей) Ребята, какие вы молодцы, вы научились правильно произносить звук «ц». Цыпленок вам оставил подарок картинки-раскраски. Наше занятие окончено,можети идти играть.