Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы

Олеся Загреба
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы

Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, вежливость.

Оборудование: ИКТ, ноутбук, предметные картинки, магнитная доска,

Методы: словесные, наглядные, игровые

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыплёнка, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений, чистоговорка, физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.

 Планируемые результаты-целевые ориентиры: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытаться сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, правильно рассказывает сказку, опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физкультминутке.

 Этапы работы:

1 Вводная часть: (3-4 мин.)Загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка).

2 Основная часть: (9-10 мин.). Психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений. Активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково», физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.

3. Заключительная часть: (2-3 мин.). Закрепление материала. С каким звуком мы сегодня познакомились? Кто к нам в гости пришел? (Цыпа) Какие слова вы запомнил со звуком [ц]?

 

Ход занятия:

 

1. Водная часть.  (Воспитатель подзывает к себе детей и ставит их в круг)

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно. Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети: цыпленок

Воспитатель: Правильно, это цыплёнок (показ картинки: цыпленок вылезает из яйца). А как называется его чудесный домик? (яйцо)

Основная часть.

Воспитатель: Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц». Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают). - Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.» -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится.

Воспитатель объясняет: чтобы правильно его произнести нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести ц-ц-ц-ц

Воспитатель: Произнеси Руслан, Алена, Артем. Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Давайте скажем вместе это слово (проговаривают хором)

Звук цыплят, появляется цыпленок

Воспитатель: Ой, кто-то это? Да это цыпленок к нам в гости пришел, услышал, как мы про него говорим.

Цыпленок: здравствуйте, дети!

Дети: здравствуй, цыпленок!

Воспитатель: а как зовут тебя цыпленок?

Цыпленок: меня зовут Цыпа

Воспитатель: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)

Воспитатель: Позови Алена– цып-цып-цып. А теперь ты Даня (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу. -Цып-цып-цып.

Цыпленок: ребята, у меня случилась беда. Дело в том, мой любимый звук «ц» ,но я не знаю ни одного слова с этим звуком, кроме своего имени. А мне так хочется их узнать!

Воспитатель : Ребята, давайте поможем нашему цыпленку узнать новые слова со звуком «ц». Предлагаю вам рассказать для цыпленка стихотворение. Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель и цыпленок говорят, затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу (показ «коготков»)

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)

Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)

Цыпленок : Спасибо вам ребята за такой интересный стишок.

Воспитатель :Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Артем. Молодцы! 

Физминутка-танец под песню

«Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем

Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, а сейчас я предлагаю вам разбудить свои ушки, что бы они слышали хорошо и были очень внимательны. (будят ушки).

А теперь давайте поиграем в игру «Будь внимателен!»

Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.

Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.

Цыпленок: Ребята, спасибо Вам большое я узнал столько слов со звуком Ц

Воспитатель: Ребята, давайте назавем Цыпе еще слова со сзуком «ц» .

Какие вы знаете слова со звуком [ц]?

Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].

Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.

Где выступают клоуны? (в цирке, скажем вместе – цирк,

Птица, которая живет на болоте (скажем - цапля,

Животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц,

Овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором

- огурец). Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая Гимнастика «Цыплята». Раз, два, три, четыре, пять.  (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.) Будем мы цыплят считать.  (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)

Два – ещё сидит в яйце,

Три – цыплёнок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)

Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)

Воспитатель: Цыпленку с нами стало веселее, но он вспомнил про маму.

Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово (курица)

У львенка? - львица (показ картинки)

У тигренка? - тигрица.

У медвежонка? - медведица.

У волчонка? - волчица.

Какие вы у меня молодцы!

Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Цыпе узнать много новых слов с его любимым звуком (дети отвечают)

Цыпа : спасибо вам ребята за помощь, теперь я знаю столько новых слов со звуком «ц» и хочу рассказать вам мою любимую сказку, а вы должны будете различить в ней слова со звуком «ц».

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

Воспитатель: какие слова со звуком [ц] вы услышали? дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? – на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

Воспитатель: Молодцы! Кто сможет рассказать сказку, с помощью этих картинок? (если позволит время - воспитатель спрашивает одного-двух детей). Молодцы!

Воспитатель :Цыпа говорит, что ему пора домой к маме, и ему не терпится рассказать маме о новых словах, которые он узнал. Давайте его проводим.

Заключительная часть Воспитатель: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Кто к нам в гости пришел (Цыпа). Какие слово запомнил со звуком [ц]? (ответы детей) Ребята, какие вы молодцы, вы научились правильно произносить звук «ц». Цыпленок вам оставил подарок картинки-раскраски. Наше занятие окончено,можети идти играть.

 

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 14:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Загреба в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. Витаминная осень. Передвижка «Осенние витамины»

Осень — время холодов, затяжных дождей ипростуд. Именно в это время происходит всплеск заболеваемости. Впереходный период иммунитет снижается, что приводит к болезням. Выход есть — усиленная...

19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД