МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы

Олеся Загреба
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы

Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы» размещена в разделах

Цельразвитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Развивающие :

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, вежливость.

Оборудование: ИКТ, ноутбук, предметные картинки, магнитная доска,

Методы: словесные, наглядные, игровые

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыплёнка, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений, чистоговорка, физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.

  Планируемые результаты-целевые ориентиры: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытаться сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, правильно рассказывает сказку, опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физкультминутке.

  Этапы работы:

1 Вводная часть: (3-4 мин.)Загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка).

2 Основная часть: (9-10 мин.). Психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений. Активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково», физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.

3. Заключительная часть: (2-3 мин.). Закрепление материала. С каким звуком мы сегодня познакомились? Кто к нам в гости пришел? (Цыпа) Какие слова вы запомнил со звуком [ц]?

 

Ход занятия:

 

1. Водная часть.  (Воспитатель подзывает к себе детей и ставит их в круг)

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно. Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети: цыпленок

Воспитатель: Правильно, это цыплёнок ( показ картинки: цыпленок вылезает из яйца). А как называется его чудесный домик? (яйцо)

Основная часть.

Воспитатель: Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. Посмотрел цыплё нок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц». Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают). - Цыплё нок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплё нок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.» -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится.

Воспитатель объясняет: чтобы правильно его произнести нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести ц-ц-ц-ц

Воспитатель: Произнеси Руслан, Алена, Артем. Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Давайте скажем вместе это слово (проговаривают хором)

Звук цыплят, появляется цыпленок

Воспитатель: Ой, кто-то это? Да это цыпленок к нам в гости пришел, услышал, как мы про него говорим.

Цыпленок: здравствуйте, дети!

Дети: здравствуй, цыпленок!

Воспитатель: а как зовут тебя цыпленок?

Цыпленок: меня зовут Цыпа

Воспитатель: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)

Воспитатель: Позови Алена– цып-цып-цып. А теперь ты Даня (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу. -Цып-цып-цып.

Цыпленок: ребята, у меня случилась беда. Дело в том, мой любимый звук «ц» ,но я не знаю ни одного слова с этим звуком, кроме своего имени. А мне так хочется их узнать!

Воспитатель : Ребята, давайте поможем нашему цыпленку узнать новые слова со звуком «ц». Предлагаю вам рассказать для цыпленка стихотворение. Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель и цыпленок говорят, затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу (показ «коготков»)

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)

Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)

Цыпленок : Спасибо вам ребята за такой интересный стишок.

Воспитатель :Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Артем. Молодцы! 

Физминутка-танец под песню

«Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем

Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, а сейчас я предлагаю вам разбудить свои ушки, что бы они слышали хорошо и были очень внимательны. (будят ушки).

А теперь давайте поиграем в игру «Будь внимателен!»

Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.

Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.

Цыпленок: Ребята, спасибо Вам большое я узнал столько слов со звуком Ц

Воспитатель: Ребята, давайте назавем Цыпе еще слова со сзуком «ц» .

Какие вы знаете слова со звуком [ц]?

Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].

Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.

Где выступают клоуны? (в цирке, скажем вместе – цирк,

Птица, которая живет на болоте (скажем - цапля,

Животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц,

Овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором

- огурец). Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая Гимнастика «Цыплята». Раз, два, три, четыре, пять.  (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.) Будем мы цыплят считать.  (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)

Два – ещё сидит в яйце,

Три – цыплёнок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)

Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)

Воспитатель: Цыпленку с нами стало веселее, но он вспомнил про маму.

Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово (курица)

У львенка? - львица (показ картинки)

У тигренка? - тигрица.

У медвежонка? - медведица.

У волчонка? - волчица.

Какие вы у меня молодцы!

Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Цыпе узнать много новых слов с его любимым звуком (дети отвечают)

Цыпа : спасибо вам ребята за помощь, теперь я знаю столько новых слов со звуком «ц» и хочу рассказать вам мою любимую сказку, а вы должны будете различить в ней слова со звуком «ц».

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

Воспитатель: какие слова со звуком [ц] вы услышали? дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? – на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

Воспитатель: Молодцы! Кто сможет рассказать сказку, с помощью этих картинок? (если позволит время - воспитатель спрашивает одного-двух детей). Молодцы!

Воспитатель :Цыпа говорит, что ему пора домой к маме, и ему не терпится рассказать маме о новых словах, которые он узнал. Давайте его проводим.

Заключительная часть Воспитатель: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Кто к нам в гости пришел (Цыпа). Какие слово запомнил со звуком [ц]? (ответы детей) Ребята, какие вы молодцы, вы научились правильно произносить звук «ц». Цыпленок вам оставил подарок картинки-раскраски. Наше занятие окончено,можети идти играть.

 

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей средней группы (5 лет)Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей средней группы (5 лет) Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей средней группы (5 лет) Воспитатель 1-й категории:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 14:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Загреба (УИ 2885197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД