Ирина Пластинина
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе на тему :
«Сказочное путешествие»
Воспитатель Пластинина И. В.
Цель: продолжать формировать познавательные интересы и способности детей, творческое мышление, развивать интерес к математике.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
«Познавательное развитие» - формировать понятие о том, что предмет (круг из бумаги) можно разделить на 2 равные части, закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше своей части, а часть меньше целого;
-познакомить с количественным составом числа 5 из единиц;
-формировать умение ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку,
-упражнять в количественном и порядковом счете до 10;
-продолжать учить решать арифметические задачи в пределах 10, производить графическую запись в таблице;
-развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
-воспитывать целеустремленность, настойчивость, интерес к математическим знаниям.
«Социально-коммуникативное развитие» - формировать дружеские, товарищеские отношения, желание поделиться, помочь.
«Речевое развитие» - продолжать учить отгадывать загадки, развивать речь детей как средство общения, развивать интерес к художественной литературе.
«Художественно-эстетическое развитие» - закреплять знания о свойствах бумаги, умение складывать круг пополам, правильно пользоваться ножницами, развивать простейшие графические навыки (рисовать прямую линию по заданному количеству клеток в заданном направлении).
«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через использование физкультминуток, развивать мелкую мускулатуру рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Развивающая предметно-пространственная среда :
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация Microsoft PowerPoint, наборное полотно, цифры от 1 до 9, медали.
Раздаточный материал : пенал с геометрическими фигурами, карточка с двумя полосками, поднос, бумажный круг красного цвета, ножницы, простой карандаш, 1/2 листа в крупную клетку, незаполненная таблица из 5 ячеек.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический; образец воспитателя, инструкция, пояснение, вопросы детям, моделирование.
Планируемые результаты: дети знают, что такое часть и целое, их соотношение, понимают состав числа 5 из единиц, умеют решать арифметические задачи и записывать их с помощью числовых фигур, могут писать простой графический диктант.
Предварительная работа : дидактические игры «Считай дальше», «Назови соседей», «Сосчитай и назови», «Что лишнее», «Что слева, что справа», «Что на что похоже», решение арифметических задач, написание графических диктантов, конструирование фигур из счетных палочек, лепка цифр из пластилина, чтение сказок В. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», просмотр DVD «Мультипликационная арифметика – малышка» (цикл образовательных и развивающих видеопрограмм и книг для детей «Уроки тетушки Совы», ТО «Маски», 2006.
Учебно-методический комплект:
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ильинского детского сада «Улыбка», п. Ильинское, 2013;
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. М., Мозаика-синтез, 2013.
Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/clck/
https://yandex.ru/search/?lr=5&clid=2256866-
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель:
-собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
-Ребята, сегодня утром почтальон принес в нашу группу письмо от Ученой Совы! Она приглашает нас отправиться в путешествие. В письме есть билет. Ученая Сова приглашает нас в Королевство Математики! Хотите отправиться в путешествие? А на чем мы с вами поедем, вы узнаете, отгадав мою загадку!
Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок… (поезд) СЛАЙД №2
-Правильно, это поезд! Занимайте свои места. Я беру билет и читаю название нашей первой станции.
Это станция «Цифровая». Какое же задание ждет нас? На этой станции что-то случилось!
- Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой не желает ни одна,
Нужно цифры помирить и их строй восстановить.
-Ребята, вы догадались, что нужно сделать? Правильно, нам нужно восстановить числовой ряд от 1 до 9.
(Ребенок выполняет задание на наборном полотне, затем вместе проверяем правильность выполнения).
-Молодцы! Двигаемся дальше! Следующая станция – «Сказочная»!
А вы любите сказки? Послушайте сказку Ученой Совы. Однажды шел Заяц по лесу и видит – лежит яблоко, красивое, аппетитное! СЛАЙД№ 3
Только хотел Заяц яблоко поднять, а оно зашипело и побежало (щелчок).
Как вы думаете, так могло быть? Почему? Да, оказывается, яблоко лежало на колючках у ежа. Хотел еж убежать, да подумал – Зайцу ведь тоже яблочка хочется. Смотрят они друг на друга, а что делать – не знают. Как бы вы поступили в такой ситуации? (Ответы детей). Давайте поможем героям этой сказки. (Ответы детей) СЛАЙД № 4
Правильно, нужно яблоко разделить пополам и каждый возьмет себе одну часть (щелчок).
-А сейчас, пожалуйста, возьмите круг. Из какого материала этот круг? Какого цвета? На что он похож? (Ответы детей). Правильно, на яблоко. Представьте, что вам нужно это яблоко разделить поровну, чтобы никого не обидеть. Как вы это сделаете? Не забывайте, что круг у нас из бумаги.
(Дети должны догадаться сложить круг ровно пополам и расстричь его ножницами по линии сгиба).
-Сколько частей у нас получилось? Что больше, часть или целое? Покажите мне большую часть, меньшую.
(Дети должны ответить, что части совершенно одинаковые).
-Молодцы, у нас все получилось! А пока наш Заяц искал яблоки, ему домой все его друзья принесли угощение. СЛАЙД № 5
Коза принесла кочан капусты, (щелчок, Ёж гриб принес (щелчок, Крот принес морковку (щелчок, белки орех принесли (щелчок) и яблоко (щелчок). Сколько всего предметов принесли друзья? Правильно, 5. Из какой сказки этот отрывок? Правильно, это сказка В. Сутеева «Мешок яблок». Сколько кочанов капусты? (Ответы детей – один (щелчок). Сколько грибов? (Один) (щелчок, сколько морковок? (Одна) (щелчок). Сколько орехов? (Один) (щелчок). Сколько яблок? (Одно) (щелчок). Как мы можем сказать, сколько единиц образует число 5? Правильно, число 5 – это один, один, один, один, один.
СЛАЙД № 6
Физкультминутка СЛАЙД № 7
Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик-чик, мы глазами миг-миг-миг,
Раз – туда, два – сюда, повернись вокруг себя,
Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли!
Раз, два, раз, два – заниматься нам пора!
Вос-ль: - А мы двигаемся дальше. Станция «Задачкино»! Как вы думаете, что приготовила для нас Ученая Сова? (Ответы детей)
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд. СЛАЙД№ 8
-Правильно, здесь изображен луг, полевые цветы, а на цветах бабочки. Сколько их? Правильно, три. Посмотрите, что случилось дальше. Да, к ним прилетели еще две бабочки (щелчок - появление, щелчок – появление, щелчок – движение, щелчок - движение).
Как можно поставить вопрос к этой задаче? (Ответы детей). Да, вопрос будет звучать так: «Сколько всего стало бабочек?».
Посмотрите, как мы можем представить эту задачу в таблице.
СЛАЙД № 9
(появление каждого элемента по щелчку)
-А сейчас я предлагаю взять листок с таблицей. Сколько здесь клеток? Правильно, пять. Сейчас мы с вами запишем эту задачу. Писать цифры мы не будем, а заменим их числовыми фигурами. СЛАЙД № 10
Итак, что мы нарисуем в первой клетке? (Ответы детей) (щелчок). Какой знак мы поставим во второй клетке? (щелчок). Что мы рисуем в третьей клетке? (щелчок). Какой знак мы ставим в четвертой клетке? Что мы рисуем в пятой клетке? (щелчок). А сейчас прочитаем, что у нас получилось:
3+2=5
-Молодцы? А у нас приближается следующая станция - «Рисовальная»!
СЛАЙД № 11
-Какое задание приготовила нам Ученая Сова? Перед вами лежит листок в клеточку, возьмите его, на нем мы будем рисовать. Но для этого нужно быть внимательными, рисовать в том направлении, в котором я буду говорить. На листочке стоит точка, от нее и будем рисовать. Пять клеточек вправо (щелчок, три клеточки вниз (щелчок, пять клеточек влево (щелчок, три клеточки вверх (щелчок). Что у нас получилось? Да, это прямоугольник. Сколько клеток составляет широкая сторона? Узкая сторона? (Ответы детей). Что мы можем сказать о прямоугольнике? (Противоположные стороны равны).
-А мы отправляемся дальше. Следующая станция «Геометрическая».
СЛАЙД № 12
-Какое задание от Ученой Совы ждет нас на этой станции? Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Ответы детей – геометрические фигуры). Пожалуйста, положите на верхнюю полоску карточки такие же фигуры, как указано на слайде. (Выполняем задание).
- Сколько фигур? Сколько кругов? Треугольников? Квадратов? Какая фигура находится на третьем месте? На пятом? На втором? Что находится слева от треугольника? Справа от квадрата? Здесь, на этом слайде, Ученая Сова приготовила сюрприз. Он спрятан за одной из фигур. Слева находится фигура с четырьмя углами, а справа – фигура, у которой на один угол меньше. О какой фигуре идет речь? Правильно, это круг! (щелчок, круг исчезает, появляется медаль). Вот какой сюрприз приготовила нам Ученая Сова! Молодцы!
Рефлексия
Воспитатель: - Наше путешествие по Королевству Математики подходит к концу, поезд прибывает в наш детский сад. На каких станциях мы побывали? Что вам понравилось больше всего? Что получилось? С каким настроением мы приехали домой? (Ответы детей). Ученая Сова приготовила всем путешественникам медали за отличное знание математики! (Щелчок). (Вручение медалей).