татьяна серезинтинова
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Цель. Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Задачи.
Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно - речевых играх.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.
Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».
Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.
Создание проблемной ситуации.
- Какой сегодня день недели?
- Какой месяц по календарю?
- Какое сейчас время года?
- Ребята, вы помните, мы читали книгу «Дед Мороз и лето»? Какие времена года зналДед Мороз? (зиму и лето). Но он никогда не видел осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. А мы писать не умеем, как быть?
(нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать фото, составить рассказ)
- Мы сегодня будем составлять рассказ, используя символы, заменяющие слова.
Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме Деду Морозу?
Ход ООД.
Когда наступает осень? (после лета)
Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)
Воспитатель. Какой второй? (октябрь)
Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь)
Воспитатель. Осенняя погода очень переменчивая. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод. Хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется
Игра «Осенний день»
Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)
Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)
Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)
В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)
Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)
К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)
А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)
Воспитатель. Вот таким может быть осенний день.
Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени.
-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки - подсказки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.
- Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.
-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)
-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)
-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)
-О ком будем говорить? (о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)
К арточка - урожай.
Что поспевает осенью в садах и огородах? (Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.)
Карточка - одежда.
Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)
Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.
Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.
Физминутка «Листочки, листочки»
Листочки, листочки по ветру летят, (попеременно поднимают руки вверх)
У деток под ножками тихо шуршат.
То вправо, то влево листочки летят, (качают руками вправо - влево)
Прощается с нами осенний наш сад.
И плавно качаясь, ведут хоровод, (подняв руки, кружатся вокруг себя)
А ветер осенний им песню поет.
Воспитатель. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало и конец. Послушайте мой рассказ.
: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Мне очень нравится осень.
(2-3 ребенка)
Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Готово наше письмо?
Сможет Дед Мороз прочитать его?
Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?
Что теперь надо сделать с письмом? (Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).
(Положить письмо в конверт)
Воспитатель: «Осенью, как вы, наверное, заметили, часто идут дожди. Дождик бывает маленький и большой, сильный и слабый, тихий и громкий»
Воспитатель предлагает детям послушать аудиозапись со звуками дождя. Во время слушания воспитатель задаё т вопрос:
«Как вы думаете, сейчас дождик капает или льёт?»
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована тучка с редкими капельками (дождик капает) и тучка со сплошными линиями (дождик льёт).
Воспитатель: «Дети, маленький дождик - капает, а большой дождь – льёт»
Воспитатель. Давайте, дети, нарисуем дождик.
Итог. За ваши хорошие рассказы осень приготовила подарки. Она дарит вам игру.
Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)
Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а за правильные ответы вы получите угощения от осени
Осенью растут цветы? (нет)
А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (поздней)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто - часто льют дожди? (да)
Достаём ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать
Куртки, шапки одевать? (да)
Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете, что такое осень, поэтому все получили награды.