Алина Александровна Журено
Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Зимушка - зима»
Цель: обобщить представления детей о зиме как о времени года, ее признаках; о зверях и птицах; обучение связной монологической речи.
Задачи:
Образовательные: уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни зверей и птиц и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в зимний период; формировать умение составлять рассказ по плану.
Публикация «Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Развивающие: развивать внимание, память; улучшать общую моторику и координацию движений; развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы; развивать речевую активность.
Воспитательные: воспитывать желание наблюдать за красотой зимней природы; воспитывать чувство любви к родной природе; воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: зверям, птицам.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: иллюстрации и картины с изображением зимних пейзажей, изменения в неживой природе; краски, кисточки, бумага, трафарет, стаканчик для воды каждому; дидактические игры: «Найдем слова».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, музыка, рисование.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, рисование на тему «Зима»; дидактическая игра.
План:
I.Вводная часть
1. Отгадывание загадок о Зиме, просушивание песни о зиме «Ка бы не было зимы»
II.Основная часть
1. Рассматривание картин, загадок, чтение стихотворения
2. Составление рассказа по схеме
3. Рисование на тему «Зимушка - зима»
III. Заключительная часть
1. Игра: «Найдем слова».
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прикатила.
(Зима)
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Совершенно верно!
- Ребята, а теперь, давайте послушаем песню «Ка бы не было зимы».
Воспитатель: Как называется эта песня? (ответы детей)
- О чем в ней поется? (о зиме)
- А если бы не было зимы, чего бы не было? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Ка бы не было зимы, не кружила бы малышня возле снежной бабы, не было новогодней кутерьмы, не петляла бы лыжня т. д.
II.Основная часть.
Беседа «Неживая природа зимой»
Воспитатель: Когда приходит зима? Какие зимние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе?
Дети: К неживой природе мы относим явления природы, такие как: осадки, облачность, вьюга, долгота дня, погода, метель, снегопад, буран, снег.
Воспитатель: Назовите признаки зимой в неживой природе? Подробнее, расскажите, каким становится день?
Дети: Зимой день становится короче, а ночь – длиннее
Воспитатель: Почему погода становится холодной?
Дети: Солнце светит уже не так ярко, падает снег, бывает мороз и вьюга, поэтому погода становится холодной.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем составлять рассказ о зиме по схеме. (Схема прилагается)
Сначала нужно рассказать какое солнце зимой, потом про небо и про снег, про землю какая она зимой, про деревья, про животных и птиц зимой и чем дети занимаются зимой.
Послушайте мой рассказ!
Наступила белоснежная зима.
Солнце зимой светит, но оно не греет. По небу плывут светлые облака и часто идет снег. Земля зимой покрыта белым, пушистым снегом, появляются большие сугробы. Деревья спят. На голых ветках лежит снег, который сверкает на солнышке. Зимой медведь спит в берлоге, зайчик сидит под кустом. А птицы, например, воробьи питаются крошками хлеба, семечками, снегири же питаются плодами деревьев. Дети зимой катаются на санках, на лыжах, играют в снежки и лепят снеговиков. Хорошо зимой!
Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? (ответы детей)
- А теперь вы расскажите о зиме, а эта схема вам поможет. (дети составляют рассказ по очереди)
- Молодцы, ребята!
- А сейчас давайте разминемся.
Физкультминутка «Снежинка»
Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)
Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой)
- Я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, которое называется «Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- О чем стихотворение? (о зиме)
- Великолепным ковром, что называет автор? (это снег блестит на солнце)
- И речка подо льдом блестит, значит это? (зима)
- Ребята, давайте разминём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили,
(«Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
(Одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий.
(Грозим пальчиком)
Рисование на тему «Зимушка – зима».
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картину – зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, мы его приготовили заранее. Сейчас я вам раздам трафареты ёлок. Ваша задача – обвести её и разукрасить акварельными красками.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь по необходимости.
Воспитатель: Молодцы, ребята
- Ребята, так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.
Дети: Ёлка зимой должны быть покрыта снегом.
Воспитатель: Правильно!
Дети изображают снег.
Воспитатель: Ребята, у вас получились прекрасные работы.
- Давайте поиграем!
Дети: Давайте
III. Заключительная часть
Игра «Найдём слова»
Воспитатель: Ребята, я буду начинать рассказывать, а вы должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение).
Зимой с неба падает. (снег).
Зимой река покрылась. (льдом).
Зимой на крыше выросли. (сосульки).
Зимой в берлоге спит. (медведь).
Зимой на деревьях нет. (листьев).
Зимой для птиц нужно сделать. (кормушку).
- Молодцы, справились!
- Вам понравилось занятие? А что именно? (ответы детей)
- Спасибо, ребята! Мне тоже понравилось с вами заниматься.