Фокина Ирина Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Времена года»
Цель: учить детей различать времена года, закреплять умение отгадывать загадки, расширять представления детей о ранней весне, упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным, развивать память, внимание, логическое мышление и воображение, воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонные изменения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Предварительная работа: картинки с изображением времён года, игрушка-лиса, конверт с загадками, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе, разучивание загадок «Времена года», примет о весне, чтение воспитателем отрывка «4 Желания» К. Ушинского.
Приё мы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку П. И. Чайковский «Времена года». И садятся на ковёр.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Подходит к двери и возвращается обратно к детям. Говорит: «Сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка-зверушка, но появится эта гостья только тогда, когда вы отгадаете загадку о ней.
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Молодцы, отгадали (в группу вносится игрушка – лиса с конвертом в лапах). Лиса кивает головой, здоровается с детьми.
Воспитатель: Дети, посмотрите в лапах у лисички необычный конверт. Наверное там что-то интересное есть. Посмотрим.
Предлагаю лисички сесть на стульчик и быть гостем в нашей группе. Показываю детям картинки из конверта с изображением весеннего, летнего, осеннего и зимнего пейзажа. Говорю детям: Лисичка хочет проверить знаете ли вы как называются времена года? Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла.
(Весна)
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.
(Лето)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Отгадывая загадку дети поднимают соответствующую картинку.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы узнали, что весна?
Дети: называют первые признаки наступившей весны.
Предполагаемые ответы детей :
- Днём стало пригревать солнце.
- Стало теплее, день стал длиннее.
- Снег потемнел, стал таять.
- Появились первые проталины.
- Слышно звонкое чириканье воробьёв, они радуются наступлению весны.
- Побежали, зазвенели ручьи.
- Возвращаются перелётные птицы.
Воспитатель: Какие изменения в жизни животных происходит весной?
Дети: Медведица выходит из берлоги, просыпаются от зимнего сна барсуки, ежи, у зайчихи появляются зайчата, звери линяют).
Физминутка «Весенняя капель»
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Дидактическая игра «Подбери признаки, действия».
(На фланелеграф выставляется жёлтый круг-солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи).
- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное)
- Посмотрите, что солнце делает? (Светит, греет) (Игра с мячом - бросаю мяч ребёнку, он называет слово и возвращает мяч мне).
- Посмотрите и скажите, какой снег весной? (Рыхлый, серый).
- Снег растаял, и побежали ручьи.
- Какие ручьи? (Весёлые, звонкие). Что ручьи делают? (Бегут, журчат)
Итог занятия :
Назовите свое любимое время года? Почему именно это?
Чтение воспитателем отрывка «4 Желания» К. Ушинского.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весё лый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Воспитатель: Теперь пора нам прощаться с нашей лесной гостей.
Она хочет вам что сказать:
Все приметы вы назвали и загадки отгадали
До свиданья детвора, расставаться нам пора.
Дети прощаются с лисичкой. Машут её рукой.