Люба Василюк
Конспект по развитию речи «Времена года» для учащихся 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Времена года : зима, весна, лето, осень.
Цель: Формирование знаний о временах года.
Задачи:
- Учить различать времена года.
- Коррекция и развитие устной речи посредством полных ответов на вопросы.
- Воспитание мотивации к занятию через создание комфортной среды к воспитанию.
Публикация «Конспект по развитию речи „Времена года“ для учащихся 1 класса» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: музыкальная презентация сказки «Озиме», картинки (презентация вре-мён года, индивидуальные тетрадочки со схемой годового круга: зима, весна, лето, осень.
№ п\п Ход занятия. Деятельность и ответы детей.
1. Организационный момент.
- Сегодня я хочу предложить вам послушать музыкальную сказку. Послушайте её внимательно и определите, о чём в ней идёт речь?
- О чём же эта прекрасная сказка?
Все сидят полукру-гом смотрят и слу-шают «Зимнюю сказку».
- О зиме.
2. Основная часть.
- Зима – это время года. Зима по праву считается началом года. Ведь именно зимой мы встречаем Новый год.
- Какие времена года ещё вы можете назвать?
- Сегодня мы поговорим с вами о временах года и постара-емся научиться их различать.
- Внимательно послушайте и постарайтесь отгадать загадки.
*Четыре ковра рукодельницы ткут.
Один за одним их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый и желтый.
Ответ здесь мудрёный, его ты нашёл ты?
- Ребята, кто догадался, о чём загадка?
- А какое сейчас время года?
- Назовите признаки осени.
- Давайте поиграем в игру «Узнай времена года». Я читаю загадку, а вы показываете отгадку картинкой, которая под-ходит к отгадке.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом.
Всё покрылось серебром.
- Какие признаки зимы вы можете назвать?
- Послушайте вторую загадку.
Пришла, улыбнулась, утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу, взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора».
- Какие признаки весны вы можете назвать?
- А о каком времени года следующая загадка?
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай,
Румяный душистый испечь каравай.
- Назовите признаки лета.
- О каком времени года вы сейчас услышите?
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною приходит зима».
- Назовите признаки осени.
-Скажите, сколько всего времён года?
- Действительно всего четыре времени года. Они идут друг за другом и так круглый год, а за одним годом другой и так без конца.
- А сейчас послушайте внимательно сказку - загадку «Ста-рик – годовик» и ответьте на вопрос: О каких птицах идёт речь? \Первый раз воспитатель читает сказку полностью, а затем по частям \.
Старик – годовик.
Вышел Старик – годовик. Стал махать руками и пус-кать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик – годовик первый раз, и полетели первые три пти-цы. Повеял холод, мороз.
Махнул Старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, распустились почки, появилась трава, на полях показались цветы.
Махнул Старик – годовик третий раз, и полетела тре-тья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул Старик – годовик четвёртый раз, и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло. Махнёт птица второй раз – станет темным – темно.
-А сейчас я буду читать сказку по частям, и отвечать вам помогут ваши тетрадочки, на которых изображён годовой круг.
- Вышел Старик – годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Ста-рик – годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Кто догадался, какие птицы прилетели?
- Махнул Старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, распустились почки, появилась тра-ва, на полях показались цветы.
-Что за птицы прилетели?
- Махнул Старик – годовик третий раз, и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
-Что за птицы третьей тройки?
- Махнул Старик – годовик четвёртый раз, и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
-Какие это птицы?
- А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем.
-Почему у птицы по четыре крыла?
- Одна половина пера белая, другая чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло. Махнёт птица второй раз – станет темным – темно.
-Почему у птицы одна половина пера белая, другая чёрная?
-Найдите на годовом круге и покажите, какое время года сейчас?
-Скажите, какое время года было до осени?
-Какое время года будет после осени?
-Какое время года последует за зимой?
Деятельность детей: слушают, думают, отвечают, двигаются, формулируют, анализируют, находят, сравнивают, рисуют, мыслят, отгадывают. Дети показывают картинку (обратная связь) и называют признаки времени года.
- Весна, лето, осень.
- О временах года.
- Осень.
- Часто идут дожди, холодает, перелётные птицы улетают на юг, трава желтеет, с деревьев опадает листва.
- Зима.
Холод, снег, в домах топят печки, люди тепло одеты, день короче ночи.
- Это весна.
- Дни весной становятся длиннее, тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы.
- Это время года называется лето.
- Дни длиннее ночи, много солнца и теп-ла, повсюду пение птиц, много цветов, зреет урожай.
- Это осень.
-Начало холодать, часто идут дожди, перелётные птицы улетают на юг.
-Времён года четы-ре : зима, весна, лето, осень.
-Это три зимних месяца: декабрь, январь, февраль.
-Весенние месяцы: март, апрель, май.
-Это три летних месяца: июнь, июль, август.
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
-В месяце четыре недели. В неделе семь дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
-Это день и ночь.
-Осень.
-Лето.
-Зима.
-Весна.
3. Закрепление.
-О чём так говорят?
Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются?
- Посмотрите на годовой круг в своих тетрадочках. Он поможет вам в дальнейшей работе.
- Сколько месяцев в каждом времени года?
-Назовите зимние месяцы.
-Весенние месяцы.
-Летние месяцы.
-Осенние месяцы.
-Когда твой день рожденья? Какое это время года? (Данил, Женя, Таня и т. д. по времени).
-В разное время года люди одеваются по разному. Скажите, и покажите на картинке как вы оденетесь зимой, летом, осенью, весной?
-Есть ли у вас любимое время года? Какое? Почему?
-Перед вами 4 знака, определите их по временам года.
Снежинка. Капель. Цветок. Жёлтый лист.
-Нарисуйте свои знаки (Максим, Женя для осени, Таня для весны, Данил для зимы, Женя П., Вика для лета).
Это 12 месяцев в году.
В каждом времени года 3 месяца.
Дети называют месяцы по временам года.
Личностный подход.
Отвечают и показывают картинки.
-Зима.
-Весна.
-Лето.
-Осень.
Рисуют и объясняют что нарисовали и почему.
4. Итог.
-О чем говорили на занятии?
-Продолжите цепочку:
Времена года – это зима,, , …
Зимние месяцы: декабрь,, .
Весенние месяцы: март,, …
Летние месяцы: июнь,, …
Осенние месяцы: сентябрь,, …
-Что вам сегодня особенно понравилось и почему?