Ирина Каретко
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Рассказ К. Ушинского «Пчёлки на разведках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11
«Сказка» г. Феодосия Республика Крым
Воспитатель Каретко И. А.
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе №5 «Радуга» компенсирующего типа.
Тема: Работа с текстом рассказа К. Ушинского "Пчёлки на разведках"
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе „Рассказ К, Ушинского „Пчёлки на разведках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках», учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ с помощью опорным картинок.
Программное содержание:
• Расширить и углубить знания о творчестве К. Ушинского, особенностях его произведений;
• Учить слушать текст, выявить причинно – следственные связи в рассказе;
• Обобщить представления детей о жизни пчёл, пользе, которую они приносят окружающим; показать закономерные связи в природе;
• Обучение связному, последовательному, осознанному и выразительному пересказу с наглядной опорой в виде графической схемы, отражающей последовательность событий;
• Развивать у детей речь, навыки диалогической речи, умение выразительно передавать диалог действующих лиц;
• Активация и обогащение словаря по теме «Насекомые», «Цветы»;
• Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний;
• Формировать умение подбирать наиболее точное определения к заданным словам, образовывать степени сравнения прилагательных;
• Развивать пространственное воображение, любознательность;
• Формирование активного слухового и зрительного контроля;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе; культуру труда, коммуникативные способности, эстетический вкус, любовь ко всему живому.
Словарная работа: разведка, улей - специальный ящик для пчёл, веселёшеньки, скромный.
Коррекционные задачи: развивать мелкую и общую моторику; чувство ритма, речевое дыхание; творческое воображение, логическое и абстрактное мышление; слуховое восприятие; психические процессы: внимание, память, мышление.
Оборудование: Портрет К. Д. Ушинского, иллюстрация «Пчёлы», карточки схемы, шапочки персонажей рассказа, шаблоны ульев, гуашь, ватные палочки, баночки с водой, музыка Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и «Вальс цветов» П. И. Чайковского, игрушка «Пчела Майя», баночка с мёдом, поднос, чайные ложки, салфетки.
Ход занятия
-Дети, обратите внимание на портрет, который находится у нас в книжном уголке. Вы узнали кто это? К. Д. Ушинский.
-Кем был К. Д. Ушинский?
К. Д. Ушинский был учителем, а так же детским писателем. Он написал много поучительных и познавательных рассказов и сказок для детей.
-Скажите, с какими сказками и рассказами этого писателя мы с вами уже познакомились?
«Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания», «Утренние лучи», «Кукушка», «Дятел», «Ласточка», «Уточка», «Жалобы зайки» и т. д.
-Скажите о ком и о чём он писал?
-Сегодня, я познакомлю вас с ещё одним познавательным рассказом К. Д. Ушинского. О ком этот рассказ вы узнаете, если отгадаете загадку.
Работящая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила.
А зовут её …. (Пчела).
-Скажите, какие слова в загадке помогли вам, догадаться, что это пчела?
-Пчела удивительное насекомое. К. Д. Ушинский свой рассказ о ней назвал «Пчёлки на разведках».
-Дети, как вы думаете, что обозначает слово «разведка»? Разведка – это наблюдение, обследование, изучение чего - либо с целью сбора информации (знаний о чем - то или о ком - то).
Чтение рассказа К. Ушинского "Пчёлки на разведках"
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зелёные стебельки, почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко — разведать : ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнце светит ярко, что везде светло и тепло, выбрались они из улья и полетели к яблоньке.
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали.
— Нет, — говорит им яблонька, — вы прилетели слишком рано; мои цветы ещё спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.
Полетели пчёлки к вишне :
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?
— Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня, — сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану : заглянули в его пёструю головку; но не было в ней ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустом скромный тё мно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки.
Беседа по содержанию:
-Как называется рассказ? (рассказ называется «Пчёлки на разведках»)
- О каком времени года говорилось в рассказе? (В этом рассказе говорилось о весне)
-Кто проснулся от зимнего сна?
-Что увидели пчёлки?
-Что сделали пчёлки?
-За чем пчёлки полетели к яблоньке?
- Что им ответила яблонька?
-Куда полетели пчёлки дальше?
-Что просили пчёлы у вишни?
-Что ответила вишня пчёлам?
-Почему пчёлки улетели от тюльпана?
- Что увидели пчёлы под кустом?
- Как называется темно-синий цветок?
-Чем напоила фиалка пчёл?
-Как вы думаете, зачем писатель поведал нам эту историю? Что интересного, познавательного в этом рассказе?
Из этого рассказа мы узнали :
• что зимой пчёлы спали в своих ульях, а весной просыпаются очень голодными;
• что весной не все растения одновременно распускают свой медоносный цвет;
• что в цветах, которые распускаются на растениях, находится ароматный и сладкий сок, которым питаются пчёлы;
• что для пчёл не каждый медоносный цвет подходит для изготовления мёда;
• чтобы напиться ароматного и сладкого сока, пчёлкам надо потрудиться, полетать от дерева к дереву, от цветка к цветку. И трудятся они с утра и до самого вечера.
-Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить, схемы вам в этом помогут.
Повторное чтение рассказа, составление графического плана.
-А сейчас попробуем обыграть текст рассказа, а поможет нам графическая схема. (Выбираем персонажей рассказа, раздаём шапочки). Пересказывают рассказ по графической схеме.
И/У «Подбери признак». На доске картинка пчелы, предложить слова, описывающий внешний вид пчелы, ее повадки, настроение, характер.
-Дети, как мы можем назвать пчёлок. Пчёлы, какие? (маленькие, красивые, пушистые, изящные, умные, внимательные, быстрые, весёлые, шустрые, шумные, хлопотливые, хозяйственные, трудолюбивые, заботливые, опасные, бывают злыми.)
-Как вы понимаете, слово трудолюбивая?
Физкультминутка «Трудолюбивая пчёлка».
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберёт. (Руки «чашечкой»)
Унесёт нектар тот в улей (Изображают полёт.)
И назад вернётся пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мёд, (Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придёт. (Поёживание.)
Будет пчёлкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания мёда в соты.)
Рассказ воспитателя.
Пчела, чтобы собрать нужный нектар, летает на большие расстояния от ульев. Если пчела находит медоносное растение то исполняет «виляющий танец», зовя других пчёлок. Она
своим танцем “рассказывает” пчёлам, сколько там нектара: много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчёлы, танцуя, делают круги маленькие, если нектара мало, и большие, если много. А по запаху определяют, какой цветок нужно искать.
Предложите детям послушать музыку Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и рассказать, что нам рассказала музыка о полёте пчелы, кто и что представил.
Сюрпризный момент.
-Дети, пчёлка «Майя» просила вам передать баночку мёда. Посмотрите, какой он красивый, давайте попробуем мёд. (Дети пробуют мёд).
И/У «Подбери признак».
-Скажите, как можно сказать про мёд пчёлки. Он какой? (душистый, сладкий, ароматный, великолепный, прозрачный, липкий, тягучий, янтарный, питательный, полезный, целебный, лечебный, липовый, гречишный, цветочный, луговой, вкусный, витаминный, пчелиный).
Продуктивная деятельность.
Предложить детям помочь пчёлки «Майи» заполнить соты нектаром, чтобы образовался сладкий и тягучий…. мёд!
(На столах картинки - улья с сотами, жёлтая гуашь и ватные палочки - «хоботки»).
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
-Я всеми вами очень довольна, вы сегодня хорошо потрудились. Все молодцы!