Вера Миронова
Конспект занятия по художественно-речевой деятельности в старшей группе «В гостях у бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Миронова В. Н.
Конспект занятия по художественно-речевой деятельности в старшей группе
Тема: «В гостях у бабушки»
Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников.
Публикация «Конспект занятия по художественно-речевой деятельности в старшей группе „В гостях у бабушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Образовательные задачи: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа; составлять загадки, опираясь на модель; искать образные сравнения.
Развивающие задачи: развивать творческую речевую деятельность; развивать наглядно-образное и логическое мышление; развивать произвольное внимание, воображение, умение фантазировать.
Воспитательные задачи: воспитывать умение выслушивать сверстников, воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки. Воспитывать любовь к художественному слову.
Методы и приемы: словесные: беседа, загадывание загадок, упражнение «подбери прилагательное»; игровые: прием вхождения в картину, игра «Теремок», наглядные: рассматривание картины; практические: составление загадок по модели, сочинение сказок.
Демонстрационный материал: репродукция картины М. Лизогуб «Сказка», колокольчик, сказкокуб (кубики с картинками из сказок, элементы декора юрты, карты Проппа, книга Сказок, колпачки на голову детей, таблица с изображением модели составления загадок.
Предварительная работа: игры с картами Проппа, сочинение сказок методами ТРИЗ, чтение сказок, составление загадок по модели Нестерова, игры по репродукциям к картинам «К нам пришли волшебники.», подбор музыкального оформления.
Ход занятия:
Звучит сказочная музыка. Приглашаю детей в круг звеня колокольчиком: «Колокольчик наш поет всех в круг радости зовет. Колокольчик подсказал мне тему нашего занятия, а вы узнаете тему, отгадав загадку:
"В ней всегда конец хороший, добрый молодец пригожий, бабка- ежка у окна. Догадайтесь, кто она?» (Сказка)
Воспитатель: «Ребята, вы любите сказки?» Ответы детей.
«Колокольчик звенит, ребяток зовет и к сказкам вперед по дороге ведет».
Предлагаю подобрать прилагательные к слову «сказка». Дети передают колокольчик по кругу и называют определения: добрая, интересная, умная, волшебная, захватывающая, увлекательная, смешная, поучительная, страшная, грустная, веселая, новая, необычная и т. д.
Игра «Теремок» Дети идут по кругу.
«Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
А живут в теремке сказочные герои.
Я – Снежная королева… А ты кто?"
Дети по очереди называют сказочных героев. Кто назвал, садится на стул вокруг мольберта.
«Ребята вы сказали, что очень любите сказки и я тоже очень люблю их, они напоминают мне времена, когда была маленькой и мне рассказывала их бабушка. Я хочу познакомить вас с репродукцией картины, которая напомнила мне это удивительное время». Снимаю покрывало с мольберта и предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины М. Лизогуб «Сказка». Дети рассматривают.
Задаю вопросы: «Кто изображен на картине? Где находятся бабушка и девочка? Рассмотрите повнимательнее героев картины. Что они делают? Как вы думаете интересную сказку рассказывает же внучке. Как можно назвать эту картину?
Используя приём «вхождения в картину» предлагаю поиграть. «Сейчас каждый из вас войдет в эту картину и представит себя девочкой. Помогут вам наши «Волшебники органы чувств»
Игра «К нам пришли Волшебники: я могу слышать, ощущать запахи…»
Цель: учить представлять различные звуки и запахи передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию.
Показываю картинку волшебника Слуха.
Дети фантазируют. Например: «Я лежу на мягком ковре в юрте, слышу как трещат дрова в очаге, слушаю тихий добрый голос бабушки. Любимый голос рассказывает интересную сказку.»
Или «Я чувствую, что в юрте пахнет дымом от очага. Идет запах от свежего молока, пахнет свежеиспеченными баурсаками и шерстью от ковров.».
Релаксация «Полет на облаке». (Звучит расслабляющая музыка)
«Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги, руки. Расслабляется туловище. Отдыхайте. Вот наше облако поднимается вверх. И мы уже летим. Вы пролетаете над огромной степью. Над нами в голубом небе плывут еще облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое на маленького котенка… Наше облако медленно опускается. Открывайте глаза, потянитесь и вставайте…»
Пока идет релаксация выставляю элементы декора юрты.
«Мы оказались в волшебной юрте сказок. Нас встречает Бабушка-сказочница (взрослый в национальном казахском костюме) которая была изображена на картине. Мы у неё в гостях»
Бабушка-сказочница : «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки. И сейчас я вас испытаю на знание сказок! Поиграете со мной?» Дети соглашаются.
Игра «Угадай название сказок» Цель: вспомнить название знакомых сказок и героев.
«Сказки разные живут. В моей юрте есть загадки, отгадайте без подсказки называйте, посмелей этих сказочных друзей»! (Загадывает загадки, а дети отгадывают их).
«Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка». (Снегурочка).
«В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?» (Баба-Яга).
«Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?» (Царевна-лягушка).
«Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее». (Красная Шапочка).
«На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей» (Колобок).
«Наши глазки устали им надо отдохнуть. У нашей же-сказочницы есть необычные часы»
Гимнастика для глаз «Часы» :
«Тик-так, тик-так, все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
налево раз, направо раз мы можем так: тик-так, тик-так»
Бабушка-сказочница : «А как вы думаете, трудно придумать интересную сказку? А вы пробовали? (Ответы детей.) Я вам тоже предлагаю стать сочинителями сказок. Давайте оденем «волшебные колпачки сказочников», они нам помогут сочинить увлекательную сказку. В каждой сказке есть персонажи. Какие? (Люди, животные, волшебные предметы, колдуньи, и другие.) Давайте главного героя выберем с помощью сказкокуба». Ребенок бросает красочный «сказкокуб» ( куб на сторонах которого могут быть изображены герои сказок: люди, животные, волшебные предметы) и определяет кто будет героем сказки. «А помогут нам сочинить сказку волшебные карты Проппа». Показываю примерную дорожку из 5-8 карт.
Следуя ходу сказки по картам, дети индивидуально или по цепочке сочиняют сказку.
Дети придумывают название сказки.
Бабушка-сказочница показывает книгу с пустыми страницами
«Чтобы ваши сказки можно было записать и нарисовать в книге Сказок, надо придумать загадку о книге. Вы их уже умеете составлять по модели.
Давайте заполним левую часть. Какая книга?» Ответы: Умная, красочная, с листочками (можно слова зарисовать схематично)
Затем правую. Кто (что) бывает таким же? Кто бывает умным? (учитель) Что бывает красочной? (радуга) Что бывает с листочками? (дерево)
Какая? Кто (что) бывает таким же?
Умная Учитель
Красочная Радуга
С листочками Дерево
Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось. Дети: "Умная, но не учитель, красочная, а не радуга, с листочками как дерево"
Бабушка-сказочница : "Молодцы. В моём сундуке для вас подарки. Это раскраски с героями сказок. Дети благодарят бабушку"
Сказочница-бабушка под спокойную музыку говорит:
«А теперь, закрывайте глаза
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!»
Воспитатель: «Вот мы и оказались опять в группе. Поделитесь друг с другом впечатлениями»
Предлагаю детям проиллюстрировать новую сказку. Хвалю всех за активное участие.