Наталья Орлова
Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Русская народная сказка «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Воспитатель старшей-подготовительной группы Орлова Н. В.
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Задачи:
• Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе „Русская народная сказка „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
• Способствовать формированию понимания нравственной стороны поступков окружающих.
• Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
• Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.
Ход занятия
Водная часть:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).
- Что вы знаете о корове?
(Д. Корова это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. Она мычит и бодается. Корова травоядное животное. У коровы теленок.)
– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра - в сказку нам идти пора.
Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»
Дети садятся на стулья. Звучит музыка.
Основная часть:
Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала : их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
Упражнение 1. «Печаль Крошечки-Хаврошечки»
– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т. д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т. д.)
– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?
– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.
Слушаем сказку дальше :
Коровушка говорила Хаврошечке :
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.
Упражнение2. «Танец Луговых цветов»
– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.
Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает :
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.
Упражнение3. «Заветные слова»
Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой»(гимнастика для глаз)
Слушаем сказку дальше :
Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет :
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.
На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.
Заключительная часть:
Вот и закончилось наше путешествие по сказке.
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Назовите главных героев сказки
- Кто помогал Хаврошечке?
- Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?
- Почему хозяйка приказала зарезать корову?
- Кто понравился вам из героев сказки и почему?
- Какая была Хаврошечка?
- Как называется человек который любит трудиться?
- Чем закончилась сказка?
- Чему вас научила эта сказка?
Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова
«Ра-ра-ра - возвращаться нам пора»
И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.