Ирина Кожаева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
в подготовительной логопедической группе
по теме
«Разрумянилась немножко наша русская Матрешка».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Ознакомление детей с историей рождения русской деревянной матрёшки, формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.
Задачи:
- обогащать словарный запас детей по теме;
- развивать грамматический строй речи;
- упражнять в прямом и порядковом счете;
- воспитывать уважительное отношение к ответам других.
Оборудование: игрушки, Матрешки, цветные карандаши, проектор, ноутбук, презентация, пять матрешек с заданиями.
Технологии: ИКТ, игровая, методика нетрадиционного рисования.
Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, веселая, нарядная, красивая, разноцветная.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Его не ставлю напоказ
А веду о нем рассказ.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
Ответы детей.
Логопед :
– Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская матрешка. (Слайд.) И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка?
Ответы детей (яркая, нарядная, красивая).
- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?
- Что вы знаете о ней?
Ответы и предположения детей.
Логопед :
– Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена. (Слайд.)
Логопед :
– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?
Ответы детей: Матрешечка, Матренушка, Матронушка.
Логопед :
– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы и предположения детей.
Логопед :
– Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?
Ответы и предположения детей.
Логопед :
– Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке. (Слайд.) Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой. (Слайд.)
После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду. (Слайд.)
Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски. (Слайд.)
На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.
Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск. (Слайд.)
Каждая кукла наряжена в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.
- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, одет ли на этой матрешке сарафан? Кто покажет?
- Что такое «передник»? (фартук) Есть ли передник у этой матрешки? Где он?
- Что значит «пестрый» передник? (разноцветный).
-Обратите внимание у матрешек одинаковые наряды или нет?
Логопед :
- Ребята, матрешка пришла не одна, а с подружками.
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
- У каждой подружки есть для вас задания.
-Как вы думаете какая цифра должна быть на матрешке?
Дети ищут матрешку с цифрой 1
Задание 1
Рассказать скороговорку (темп речи – быстрый, медленный)
У крошки – матрешки
Пропали сережки,
Сережа сережки
Нашел на дорожке.
Дети ищут матрешку с цифрой 2.
Задание 2
«Признаки предмета».
Когда мы смотрим на матрешку, мы видим, что по размеру какая. (большая). По форме она… (овальная). По цвету она. много цветов (разноцветная).
Дать детям потрогать матрешку и, передавая его друг другу, ответить, какая она на ощупь и из чего сделана (гладкая, жесткая, блестящая, деревянная, твердая, красивая и т. д.).
Дети ищут матрешку с цифрой 3.
Задание 3
«Посчитай слова от 1 до 5»
Платок
Сарафан
Рубаха
Деревянная матрешка
Логопед :
– Ребята, матрешки очень веселые, они любят играть. Давайте сейчас и мы с вами поиграем.
Физминутка
Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами попоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)
Дети ищут матрешку с цифрой 4.
Садятся за столы.
Задание 4
Воспитатель: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары – глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости.
Что душа твоя желает
Все на ярмарке найдешь
Всяк подарки выбирает
Без покупки не уйдешь.
Воспитатель] : Сейчас мы вместе с вами посмотрим один из прилавков, где торгуют матрешками.
- Вот беда, кто-то весь товар перемешал, как же быть, ведь матрешки должны стоять по порядку. Ребята, вы мне поможете расставить матрешек по порядку? (Да)
- Какая матрешка будет стоять первая? (Самая большая) Вторая? (Поменьше) Третья.
(Дети по - очереди расставляют матрешек по порядку).
- Сколько всего матрешек?
- Я предлагаю каждой матрешке поставить цифру, чтобы больше не путались.
(Дети расставляют цифры и называют порядковый номер матрешки)
Дети ищут матрешку с цифрой 5.
Воспитатель: На ярмарке, ребята, не только продают товары, но еще и играют.
Задание 5
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель убирает матрешек, (или меняет местами, дети называют какой по счету матрешки не стало (или какие по счету матрешки поменялись местами).
Воспитатель:
-Что нового узнали о народной игрушке?
- Что большего всего понравилось?
- Что было трудно для вас?
Воспитатель: За ваши правильные ответы наша самая большая матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. (достает из большой матрешки раскраски). Авторы-составители: учитель-логопед Фомичева Н. Н воспитатель Кожаева И. Ф.