Галина Кубиц
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• обогащение словаря по теме "Зимующие птицы";
• создание ситуации, способствующей толкованию детьми признаков, описания зимующих птиц;
• побуждение детей к гуманному отношению к окружающему миру
Задачи:
Образовательные задачи:
• Формировать умение обыгрывать сюжет сказки ("Речевое развитие") ;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать обобщающее понятие «Зимующие птицы» (знать названия, их внешние признаки, где живут, какие звуки издают («Познавательное развитие») ;
• Формировать умение управлять своим телом; поощрять и поддерживать двигательную активность детей; закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов ("Физическое развитие", "Речевое развитие")
Развивающие задачи :
• Развивать зрительное внимание, память, произвольное внимание
• Развивать логическое мышление, творческое воображение детей.
• Развивать социально – коммуникативные качества в совместной творческой деятельности миру («Социально-коммуникативное развитие») ;
• Развивать интерес к детской литературе («Познавательное развитие») ;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение договариваться в группах, выслушивать и дополнять ответ сверстников («Социально-коммуникативное развитие»)
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературные произведение ("Художественно- эстетическое развитие")
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру («Социально-коммуникативное развитие»)
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций,
• наблюдение на прогулке за синицами,
• беседы о зимующих птицах,
• просмотр мультфильмов и презентации по теме «Зимующие птицы»,
• аппликация «Синички».
Оборудование и материалы: костюмы для театрализации мини-сценки, птицы для раскрашивания по количеству детей, пластилин шариковый, проектор с экраном, презентация «Зимующие птицы», разрезные картинки зимующих и перелетных птиц, картинки для игры «Чей корм?»
Запуск ситуации:
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Я – Хозяйка царства птиц. А вы дружите с жителями моего царства – птицами? Вы им помогаете? Как помогаете?
-Ребята, закройте глаза и отгадайте, чем я до вас дотронусь (провожу по щеке каждого ребенка перышком). Как вы думаете, чем я к вам прикоснулась? (дети догадываются, что это перышко) Чье оно? Как вы догадались?
Ответы детей:
Хозяйка царства птиц : Царство моё огромное. Где только не живут птицы : в лесах и садах, на лугах и полях, около воды – всюду вы услышите их удивительные голоса. Но когда наступает зима, жителям моим приходится не сладко. Не все мои птицы могут перенести суровую зиму. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы, какие птицы еще осенью улетают на юг, а какие могут остаться с нами зимовать. Дети отвечают. Ой,что это у вас (Синички, снегири) Да вы же пришли в царство птиц и по этому пока вы шли ко мне в гости птички присели вам на левую сторону вашей одежду.
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
Сейчас мы с вами поделимся на 2 команды, синички работают за этим столом, а снегири за другим. Ваша задача из частей, договариваясь, сложить иллюстрации 2 птиц (скворца и голубя). Смотрят у каждой команды.
- Чем отличаются эти птицы друг от друга?. (Кроме окраски, в том числе и тем, что одна зимующая, другая – перелётная. Подводят дети итог: зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) .
Хозяйка царства птиц :
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей. Слайд 1
Загадки
1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
Дети: Синица Слайд 2
Р/ игра : «Какая?»
Хозяйка царства птиц : А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется –«Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
2. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок.
Дети: Воробей Слайд 3
Р/ игра: «Что делает?»
Ведущий: Любят очень воробьи зерно. Целые воробьиные стаи собираются в полях, воруя зёрна – «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя не прошенных гостей. Отсюда и название - воробей.
3. Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет и пестрая спецовка
Дети: Дятел. Слайд 4
«Чистоговорка про дятла»
Ел – ел- ел – на березу дятел сел.
Ал – ал- ал – дятел клювам застучал.
Ил – ил- ил – дятел дерево долбил.
4. На рябину налетели дружной стаей …
Дети: Свиристели. Слайд 5
Хозяйка царства птиц : Свиристели, эти мастера пронзительных песен, появляются в наших краях лишь с наступлением зимних холодов. Недаром народная поговорка гласит: «Прилетели свиристели, и метели засвистели». Когда свиристели появляется рядом с человеком есть возможность понаблюдать вблизи за этими симпатичными визитёрами, и певцами. Вспомнить связанные со свиристелями приметы. Например: свиристели любят прохладную погоду и потому с приближением весны улетают в области, находящиеся на севере. По их отлёту судят о том, когда наступит тепло.
5. Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Все ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Дети: Сорока Слайд 6
Хозяйка царства птиц : Ребята, наши сорока очень любопытная и ей интересно чем кормятся птицы? Давайте поиграем в игру.
Игра «Покормите птиц»
Необходимо разложить корм, соответствующий птицам.
Синицы---кусочек сала
Клесты---кедровые орехи
Снегири---ягоды рябины
Воробьи---зерно
Голуби---семена подсолнечника
Хозяйка царства птиц : Не страшна зима птицам, если есть корм. Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
6. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.
Дети: Снегирь. Слайд 7
Физкультминутка «Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк (все присели)
Пошёл снежок, и он промок (выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться)
Ветерок, подуй слегка, (лёгкие наклоны в стороны)
Обсуши нам снегирька. (Бег по кругу)
7. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.
Дети: Клёст Слайд 8
Хозяйка царства птиц : Да, ребята, зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Присядьте на стульчики и послушайте.
Сценка «Дятел и клёст» (За ширмой воспитатель с птицами на палочках)
Дятел: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?
Клё ст: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться…
Клё ст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клё ст: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ведущий: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?
Дети: Потому что зимой им есть что кушать.
Хозяйка царства птиц : Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клёста клювы – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
Хозяйка царства птиц : А еще я хочу вам рассказать, как зимуют птицы в моем царстве. Пока снега мало, зимующим птицам еды хватает : они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из – под снега. А вот когда зима наметёт огромные сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда моим птицам приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И согреть птиц может только еда. Сейчас я волшебным перышком взмахну и скажу волшебные слова: «Вы ребятки покружитесь и на стульчики садитесь, маски за спиной возьмите и сценку с птичками нам покажите».
Звучит музыка. Сценка «Доживем до весны».
.Вылетает воробей и синица… .
Сорока: Ой, беда, беда, беда.
Скорей летите все сюда!
Что с тобой, воробушек?
Бедняжка, еле дышит, слабый слишком…
Мы все помочь ему должны,
Чтобы дожил он до весны…
Покормить и обогреть, чтоб смог он полететь…
Синичка: Не бойся нас, малыш.
В беде тебя не бросим,
Мы помощи людской попросим…
Воробей: Вижу вы спасти меня готовы,
Вот только знать хочу, кто вы?
Дятел: Я дятел зовусь тук-тук.
Уничтожаю беспощадно клювом своим
Жучков, личинок, мух.
Сорока: Я всем известная сорока,
В простонародье белобока!
Синичка: А я синичка-невеличка, меня повсюду величают чудо-птичка!
Голубка: Я голубка городская, известна мне любовь людская.
Снегирь: Я бойкий снегирь, по веточкам прыг-скок.
Не хочу манишку красную снимать,
Алую рябинку люблю я поклевать!
Синичка: Не волнуйся, милый, воробей, ты теперь среди друзей…
А попал ты в детский сад, в чудный дом для ребят.
Голубка: Учат здесь любить, беречь природу,
Песни петь стихи читать, а кто попал в беду большую-
Непременно выручат.
Дятел: Детки от стужи зимней нас,
От голода спасают, на участке пряничками щедро угощают.
Сорока: По веточкам, по кустикам развесили красивые кормушки детки.
Пускай к ним в гости прилетают сороки, воробушки и синички.
Вместе все: Птички всякие нужны, птички разные важны. (Все птички воробью дают мешочек с зернышками)
Воробушек: Спасибо!
Хозяйка царства птиц :
Перышко волшебное лети птичек сказочных в ребяток преврати. Посмотрите вот они наши птички! Но что-то с ними не так. Посмотрите внимательно. Что не так (ответы детей) Вы же находитесь в волшебном царстве и здесь все волшебное. Что это вы знаете? Предлагаю раскрасить грудки птичек с помощью волшебного пластилина.
Продуктивная деятельность:
Выбирайте картинку, материал, чем будете раскрашивать птичек. Но для того чтобы работать волшебным пластилином нужны сильные, подвижные пальчики. П/и «В этом доме 5 этажей»
(Воспитатель вместе с детьми выполняет аппликацию)
Подведение итогов:
Коммуникативная игра «Найди пару»
Возьмите своих птичек и скажите как называется ваша птичка? Поиграем с птичками.
Я по комнате хожу,
Друга я себе ищу.
Вот ты, вот я-
Вот компания моя.
(Дети ходят по группе, выполняют движения по тексту.)
Нашли вы себе друга? А теперь спросите у него, что ему понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного он сегодня узнал? (Ответы детей).
Заключительная часть.
Хозяйка царства птиц : Спасибо вам ребятки за то что пришли ко мне в гости. Я увидела что вы умные, сообразительные, талантливые, добрые, заботливые и знаете как, помогать зимующим птицам. И по этому в вашей группе поселились необыкновенные птички, сей час пойдем в группу и посмотрим где они у вас поселились.