Тамара Корольченко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к Домовенку Кузе» (диалог-монолог)
▼ Скачать + Заказать документы
«Монолог-диалог»
Цель: Воспитать интерес к устной речи, родному языку, малым формам фольклора. Продолжать знакомить детей с понятиями-монолог, диалог. Вспомнить, что монолог может идти от любого лица: предмета, животного или неживого существа. Продолжать развивать артистические способности, учить использовать различные средства выразительности,необходимые в межличностном общении, устраивающие барьеры в общении с детей друг с другом.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В гости к Домовенку Кузе“ (диалог-монолог)» размещена в разделах
Ход занятия.
-Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как здорово, что сегодня мы собрались здесь все вместе. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох-вдохнем свежесть этого зимнего утра, а потом сделаем выдох-выдохнем все неприятности и огорчения.
-Проходите, ребятишки, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Какие вы ладные, а красивые, сядем рядком, да поговорим ладком.
-Ребята, нам часто в жизни приходится что-то кому-то объяснять, кого-то о чем-то просить, поздравлять с праздником. И от того, как мы это сделаем, зависит, поймут ли нас, обрадуются ли нашему поздравлению. Сегодня мы будем учиться строить, но не дома, нашу речь так, что бы нас было приятно слушать.
-Представьте себе, что вам необходимо прокричать закличку, да так что бы радуга унесла дождь.
«АХ ТЫ, РАДУГА-ДУГА!
ТЫ ВОСОКА И ТУГА!
НЕ ДАЙ ДОЖДИЧКУ,
ДАЙ НАМ СОЛНЫШКУ!»
-А теперь надо уговорить малышку съесть всю кашу.
«УМНИЦА МАШЕНЬКА,
ЕШЬ КАШКУ СЛАДЕНЬКУЮ,
ВКУСНУЮ, ПУШИСТУЮ
МЯГКУЮ, ДУШИСТУЮ».
-А теперь надо растолковать пословицу «Ласковое слово и кошке приятно».
-Ребятки, сейчас вы произносили монолог-это, когда говорит один человек. А вот когда два человека разговаривают друг с другом-это диалог.
Давайте послушаем переклички исполнении ребят.
-Ты пирог съел?
-Нет, не я.
-А вкусный был?
-Очень!
-Федул,чего губы-то надул?
-Да кафтан прожег!
-А большая дыра-то?
-Да один ворот остался.
-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Петру помогаю.
-А Петр что делает?
-Да на печи лежит.
Воспитатель-Эти переклички-шутливые диалоги, народ их придумал, что бы повеселить друг друга.
(слышится шорох, из-за печи появляется домовенок Кузя.)
Кузя-Вот расшумелись тут, разбудили меня.
Воспитатель- Кто ты, гость нежданный? Проходи, пожалуйста! Гостю почет, хозяину честь.
Кузя - Да, я гость, но не ребенок,
Кузя я, я- домовенок.
Я живу в избе за печкой
Знаю немало заветных словечек.
К вам пришел не случайно,
Грамотным хочется быть мне отчаянно.
Научите меня говорить,
Буду я с вами играть и дружить!
Воспитатель-Мы очень рады тебе Кузенька. Какой ты молодец! Грамоте учиться – вперед пригодится. Вот ты сейчас поведал о себе - кто ты, где живешь чего хочешь. Твой рассказ - это монолог.
Кузя - Монолог? А что это?
Воспитатель-Ребята, объясните Кузе, что такое монолог.
Кузя-Ой, спасибо вам, теперь буду знать, что когда говорит один-это монолог.
А давайте поиграем в мою любимую игру «Аюшки». Я спрячусь, а вы меня зовите.
Дети-Кузя!
Кузя- Аюшки?
Дети- Где был?
Кузя- У бабушки!
Дети-Что принес?
Кузя- Оладушки!
Дети-Где же они?
Кузя- Под лавкой!
Дети-Экий,ты Кузя чудак!
Кузя-А вы бы, детки, как?
Дети-А мы бы оладушки на стол положили и съели!
Кузя-ладно, в другой раз так и сделаю (прячется)
Дети-Кузя!
Кузя-Аюшки!
Дети-Где был?
Кузя-У бабушки!
Дети-Что принес?
Кузя-Сапожки!
Дети-А где они?
Кузя-А я сделал как вы велели, на стол поставил и съел!
Воспитатель-Ну, Кузя рассмешил ты нас! Спасибо тебе за интересную игру.
Кузя- И вам спасибо. Вот только устал, отдохнуть хочу.
Воспитатель-Ты отдохни, и мы тоже отдохнем.
Физкультминутка игра «Шалтай-болтай».
Кузя-Вот вы говорите, что монолог-это, когда один человек говорит, а если у меня в избе разные предметы разговаривают: чугунки, ухват, ложки всякие, тогда как?
Воспитатель-Очень интересно. Детки, а давайте придумаем истории от какого-нибудь предмета, ну,например, от самовара (рассказы детей).
Кузя- Ой, как интересно, совсем как у меня в избе. А вечером,мы с моим другом котом-Васькой рассказываем сказки, ведем Тары-бары, а вы умеете сказки рассказывать?
Воспитатель-Конечно и не только сказки. Вот посмотри, как ребята расскажут стихотворение Воронько «Есть в лесу под елкой хата» (инсценировка).
Кузя-Вот спасибо, молодцы! Так здорово сыграли, что я совсем забыл, что мне пора домой в избу возвращаться. Негоже надолго дом без хозяина оставлять. Спасибо вам за науку.
«Эй, веселая детвора, все пожалуйте сюда. Гляньте вы на кузовок, он содержит все на ОК. Я туда положил ПО-ДА-РОК. А теперь вы положите в кузовок слова, оканчивающиеся на ОК (платок,цветок,грибок,клубок,замок,кузовок,молоток,значок,валенок,сапожок,носок,колобок,внучок,колосок и т. д.)
Воспитатель-Ну вот и полон наш кузовок. (Заглядывает в кузовок). Ой, да здесь и правда подарок от Кузи, угощайтесь ребятки.