Татьяна Котлярова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
Цель: расширить знания детей о богатстве народного творчества, авторов сказочников и художников- иллюстраторов.
Задачи:
• дать детям знание о видах сказок (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Литературный калейдоскоп „Хорошо ли ты знаешь сказки?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• вспомнить и повторить с детьми знакомые народные и авторские сказки;
• выявить у детей желание проявить свою эрудицию- знание иллюстрированных изданий книг известных писателей с рисунками не менее известных художников;
• закрепить умение находить нужный звук в слове и отличать гласный звук в слове и отличать гласный звук от согласного;
• воспитывать интерес к творчеству;
Материал: Книги-сказки, иллюстрации сказкам и художникам Е. М. Рачева, Н. Воробьева, И. И. Хохлова.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок К. И. Чуковского, А. С. Пушкина, Шаря Перро, Г. Х. Андерсена, бр. Гримм; рассматривание иллюстраций к сказкам художников Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева, Н. Воробьева, И. И. Хохлова; знакомство с жизнью и творчеством Ю. А. Васнецова.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Сели за стол дети, в имени которых есть звук «р» (Прося, Вера, «с», «л» сели за стол остальные ребятки.
-Ребята давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы сегодня поговорим. Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (сказка)
- А какие вы знаете сказки?
- А какие бывают сказки? (народные и авторские)
- Ребята мы сегодня с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир сказок, узнаем, что сказки бывают разных видов; побеседуем о художниках иллюстраторах сказок, научимся узнавать их работы.
(показ иллюстрации к сказке «Теремок»)
-Какая это сказка? Кто ее написал? Кто главный герой? Как назвать одним словом?
-Эта сказка о животных. Назовите еще сказки, в которых герои только животные. («Кот», «Петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»)
— Это первый вид сказок о животных.
Показать иллюстрацию к сказке «Репка».
- Какая это сказка? Кто написал? Кто главный герой? Как назвать одним словом?
— Это сказка о людях, об их жизни, о быте. Это сказка бытовая, Назовите еще сказки о людях («Красная шапочка», «Морозка», «Двенадцать месяцев»).
Показать иллюстрацию с избушкой на курьих ножках.
- А это из какой сказки? «Лягушка царевна».
Кто главный герой этой сказки? Как назвать одним словом? А какие еще герои есть? (Баба Яга, Кащей бессмертный). Существуют ли они на самом деле?
— Это выдуманный герой. Те сказки, в которых они есть, называться волшебными. Назовите ещё волшебные сказки. («Аленький цветочек», Али-баба и 40 разбойников», «Умный солдат и глупый змей»)
- На ваших столах лежат иллюстрации к сказкам. Посмотрите на них внимательно и скажите к какой сказке та или иная иллюстрация. Что на ней изображено? Какая это сказка? (бытовая или волшебная? Почему? Какие слова из сказки подходят к этой иллюстрации?
- Физкульт – минутка
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
- Ребята а кто пишет сказки?
- Назовите авторов сказочников.
- Какие сказки Г. Х. Андерсена вы знаете? Шарля Перро? А. С. Пушкина? К. И. Чуковского.
- Русские народные?
- А кто знает какие художники рисуют иллюстрации к сказкам? (Ю. А Васнецов, Е. М. Рачев)
- Я вас приглашаю на выставку иллюстраций.
- Покажите иллюстрация Ю. А Васнецова. Почему ты решил, что это рисунки именно этого художника? Расскажи о нем.
_ Покажи иллюстрации Е. И Рачева. Почему именно эти рисунки ты выбрал
- А какие книги иллюстрировал Конашевич?
= Ребята еще для детей в книгах рисуют очень много художников. Мы свами рассматривали рисунки Н. Воробьева и И. И. Хохлова.
- А теперь узнаем внимательно ли вы слушали сказки и хорошо ли их знаете.
- Скажите какую песенку пел Колобок?
= Что пела коза козлятам?
- Кто может позвать Сивку Бурку?
-С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
- Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот какая девочка как она мала
Кто читал такую книжку, знает девочку малышку.
- Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но еще помощники скор прибегут
Победит упрямую Дружный общий труд.
Кто засел так крепко?
Может это?
Сюрпризный момент
Почтальон приносит телеграмму.
- Ребята. А телеграммы все без подписи. Давайте узнаем кто их прислал.
- От дедушки ушел
От бабушки ушел
Скоро буду у вас!
- Спасите нас съел серый волк!
- Живу без всякой славы
Среди зеленой дубравы
У семи богатырей
- Мы живем на Занзибаре
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По …
Итог: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Чему научились. Что больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось? Вы все большие молодцы! А мне понравилось, как вы сегодня работали.
Список литературы :
1. О. В. Калашникова «Праздники в детских садах» стр. 66-68
2. Дошкольное воспитание№2 2004 год стр. 35-35
3. Интернет-ресурсы.