Ирина Буянова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Лиса с лисятами".
Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа по картине „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и сочинять повествовательный рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных; употреблять в речи при составлении рассказа распространенные простые и с однородными членами предложения, а также сложноподчиненные предложения; обогащать и активизировать словарь, учить придумывать начало и конец рассказа.
Развивать речевое творчество, умение грамматически правильно строить предложения, слуховое внимание, зрительное восприятие, умение высказывать свое мнение.
Воспитывать стремление не перебивать собеседника во время беседы.
Материалы: картина "Лиса с лисятами", модель круга разделенного на 3 части, декорация леса, фигурки диких животных.
Предварительная работа: просмотр презентации о жизни диких животных в лесу, загадывание загадок, чтение художественной литературы о диких животных В. Бианки.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки, а отгадки находятся вот в этом лесу (на столе декорация леса и фигурки с дикими животными) Дети отгадывают загадки и находят отгадки.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(заяц)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её?
(лиса)
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по лесу.
Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу:
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
- Ребята, а какие животные живут в лесу? (дикие - лиса, заяц, волк и т. д. )
2 часть.
Воспитатель: сегодня мы с вами попробуем составить рассказ об одном жителе леса. Посмотрите на эту картину и скажите о ком будет наш рассказ? (о лисице с лисятами)
- Как можно назвать их семью? (лисья семья)
- Ребята, какими словами можно сказать о лисе? Какая она? (рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т. д.)
- Какие у лисы ушки, глазки, носик, хвостик? (чуткие ушки, глазки хитрые, зоркие, длинный хвост)
- А как можно сказать про лисят? какие они? (рыженькие, пушистые, маленькие, веселые, ловкие и т. д.)
- А чем питаются лисята? (мелкими животными, которых мама лиса добывает для них)
- Давайте рассмотрим картину. Что делает мама лиса? (лиса лежит на поляне, возле своей норы, присматривает за лисятами, наблюдает, охраняет)
- Сколько лисят у лисицы? (у лисы четыре лисенка)
- Расскажите, что делают лисята. (два лисенка пытаются поймать бабочку, один лисенок хочет догнать мышей, еще один лисенок находится за мамой лисой, он только проснулся и наблюдает за другими)
- Скажите, как здесь оказались мышки? (прибежали сами, принесла лисица).
Воспитатель: Сейчас мы попробуем составить рассказ о лисе с лисятами. А чтобы получился красивый рассказ, какие 3 части должны быть у него? (начало, середина, конец)
Воспитатель:
- У рассказа должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой (модель "Круг", разделенный на три неравные части - зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец).
- Подумайте, что сначала произошло с лисой и лисятами, затем расскажите, что изображено на картине, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть обязательно законченным.
В своем рассказе вы можете использовать все слова, которые вы сейчас вспомнили и которыми вы описали лису и лисят.
- Например, начать можно со слов "Жили-были. ", "Однажды теплым днем. ". А закончить каждый может по-своему.
Примерный рассказ:
Жила-была лиса с лисятами. Мама-лиса большая, рыжая, пушистая. У нее длинный хвост. Своих детенышей кормит молочком. Она для них ловит зайчиков, петухов, кур и мышей, которых приносит в норку лисятам.
Один лисенок в норке спал. Он услышал шум и выглянул из норки. Смотрит на лисят, которые ловят бабочку. Второй лисенок хочет схватить мышку. Но ничего не получается, мышонок убегает от него.
Мама-лиса спокойно лежит в стороне и смотрит, как играют ее лисята. Вот какая дружная семья!
Заслушиваются рассказы детей.
После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок. Особое внимание обратить на законченность рассказа.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физминутка
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
3 часть.
Игра "Кто у кого?"
Дидактические задачи: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы -. (медвежонок, медвежата)
У белки -. (бельчонок, бельчата)
У волчицы -. (волчонок, волчата)
У ежихи -. (ежонок, ежата)
У зайчихи -. (зайчонок, зайчата)
У лисицы -. (лисенок, лисята)
Итог:
- Понравилось ли вам составлять рассказ по картине?
- Что показалось трудным?
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?