Мусохранова Светлана Владимировна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сезонные изменения в природе»
Мусохранова Светлана Владимировна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Сезонные изменения в природе»
Цель: Закрепление представлений об осени и её приметах.
Задачи:
Образовательные. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, листопад, дождливый, пасмурный). Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже, составлять простые и распространенные предложения).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Сезонные изменения в природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие. Развивать речевую и познавательную активность. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные. Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мольберт, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», игра «Катины подарки».
Предварительная работа. Наблюдения во время прогулке за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям подойти к ковру, где заранее раскладывает на ровном расстоянии друг от друга пять мячей.
Воспитатель. Ребята, представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, поднимая колени.
Дети идут, перешагивая через мячи.
Воспитатель. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Присаживайтесь на ковёр.
- Ребята, назовите, какие времена года вы знаете. (Зима, весна, лето, осень)
Отгадайте загадку, о каком времени года в ней говориться:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
- Правильно ребята. Только осенью у нас часто идут дожди и луж становится много.
Воспитатель заранее помещает на мольберте несколько сюжетных картинок. (На первой картинке дети собирают листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке – клин перелётных птиц в небе. На четвертой – мальчики собирают в осеннем лесу лисички)
Воспитатель. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?
Дети. На картинках нарисована осень.
Воспитатель. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что вы видите на первой картинке.
Ребёнок. Дети собирают листья.
Воспитатель. Какие листья собирают дети?
Ребёнок. Дети собирают разноцветные листья.
Воспитатель. Верно. Что нарисовано на второй картинке?
Ребёнок. Люди собирают яблоки.
Воспитатель. Какие яблоки собирают люди?
Ребёнок. Люди собирают красные яблоки.
Воспитатель. Правильно. Расскажите о том, что вы видите на третьей картинке?
Ребёнок. Птицы улетают на юг.
Воспитатель. Какие птицы улетают на юг?
Ребёнок. Перелётные птицы улетают на юг.
Воспитатель. Что вы видите на последней картинке?
Ребёнок. Мальчики собирают грибы.
Воспитатель. Какие грибы собирают мальчики?
Ребёнок. Мальчики собирают жёлтые лисички.
Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие ещё приметы осени вы помните?
Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более тёплую одежду.
Воспитатель. Молодцы. Вы вспомнили приметы осени.
Игра «Разноцветные листочки»
Воспитатель. Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист резной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой.
Облетел весь лес цветной!
Как обидно, как обидно.
Листьев нет, лишь ветки видно.
Ребята, о каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?
Дети. В этом стихотворении речь идет о листопаде.
Воспитатель. Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.
1-й ребёнок. Это оранжевый лист клёна.
Воспитатель. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
2-й ребёнок. А у меня жёлтый лист берёзы.
3-й ребёнок. Я взяла красный лист осины.
4-й ребёнок. Мне достался коричневый лист дуба.
Воспитатель. Какие вы молодцы. Все справились с этим заданием.
Давайте с вами поиграем с листочками, устроим свой листопад.
«Листопад»
Листопад, листопад! (взмахи руками)
Листья кружатся, летят. (покружились)
Мы за ними побежали, (бег на месте)
Но никак их не догнали (пожали плечами)
В парке будем мы гулять,
В букет листья собирать. (Ходим и собираем листья по ковру)
Молодцы, садитесь на ковер.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношение к осени.
Дети. Лишний спасательный круг.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он нужен летом, на пляже.
Воспитатель. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.
(Аналогично проводится работа ещё с двумя - тремя комплектами картинок)
Воспитатель. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.
Подведение итого занятия.
- Ребята, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
Во что вам было интересно играть?