Ангелина Русяева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
- Здравствуйте, ребята!
Вы любите сказки? (Да.)
- Тогда я приглашаю вас в путешествие по сказкам. Нам не понадобятся автобусы, поезда, самолёты и пароходы. Мы отправимся в сказочный мир с помощью волшебного зонта фантазии.
Слайд 2 «Волшебный зонт»
(Воспитатель (фея Фантазия) крутит сказочный зонт и говорит волшебные слова.)
- Стоит только сказать волшебные слова :
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Зонтик, зонтик – покручу,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну сказок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Двери в сказку - отварю!
Слайд 3 «Ворота в сказку»
- Ребята, вот мы и оказались в сказочной стране. В этой стране тоже есть улицы, каждая из них имеет своё название. Чтобы перейти с одной улицы на другую, надо ответить на все сказочные вопросы, рассказать, всё, что вы знаете о сказках.
2. Основная часть
Слайд 4 «Русские народные сказки»
- Первая улица называется «Русские народные сказки».
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Чтобы пройти эту улицу и попасть на следующую нам нужно вспомнить как можно больше русских народных сказок. Я предлагаю вам поиграть с Колобком – героем самой известной русской народной сказки.
- Молодцы, ребята! А сейчас поиграем в другую игру «Кто лишний?»
Слайд 5 «Кто лишний в сказке «Гуси-лебеди»?»
Слайд 6 «Кто лишний в сказке «Теремок»?»
Слайд 7 «Кто лишний в сказке «Колобок»?»
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете русские народные сказки!
Слайд 8 «Сказочные частушки»
- Ребята, русский народ очень талантливый, творческий. Наш народ сочинял не только сказки, но и частушки. Кто знает, что такое частушки? (Ответы детей.)
- Верно, ребята, частушки – это народные шуточные короткие песенки. Кто споет сказочные частушки? (Выходят ребята, которые разучили частушки.)
- Молодцы, дети! А сейчас отправляемся на вторую улицу «Авторские сказки»
Слайд 9 «Авторские сказки»
- Почему сказки называют авторскими? (Потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Каких авторов- сказочников вы знаете? (Ответы детей)
- А сейчас попробуйте узнать некоторых наиболее известных авторов сказок на портрете.
Слайд 10 «А. С. Пушкин».
Слайд 11 «К. И. Чуковский».
Слайд 12 «Ганс Христиан Андерсен»
Слайд 13 «Шарль Перро»
(Дети называют автора и называют сказки, которые он написал.)
- Молодцы, ребята! Переходим на третью улицу, которая называется «Сказочные загадки».
Д/и «Отгадай сказку по загадке».
- Хорошо, дети, загадки отгадали. Отправляемся на следующую улицу «Сказочные мелодии»
Д/у «Отгадай сказку по мелодии» (Дети узнают сказку по мелодии, воспитатель сообщает детям название музыкального произведения и имя композитора).
Слайд 21 «Марш оловянных солдатиков». П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».
Слайд 22 «Три чуда. Белочка». Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Слайд 23 «Песня Золушки и Принца». Композитор Игорь Цветков, поэт Генрих Сапгир.
- Ребята, что потеряла Золушка, когда убегала из дворца? (Туфельку)
- Давайте мы ей поможем и сделаем для неё туфельки. А поможет нам в этом волшебный квадрат.
Слайд 24 «Схема сложения туфельки»
Р/и «Квадрат Воскобовича» (Дети по схеме последовательно складывают туфельку).
- Молодцы, ребята, вы помогли Золушке, а нашим волшебным помощником был чудесный квадрат. Вот и в сказках так часто бывает, что сказочным героям помогают волшебные помощники. Это могут быть различные сказочные предметы, животные, существа. Поэтому переходим на пятую улицу, которая так и называется «Сказочные помощники».
Слайд 25 «Волшебные помощники»
- Ребята, на этой улице растёт чудесная яблонька. Сорвите каждый по одному яблочку. На яблочке есть изображение волшебного помощника. Вам нужно назвать его, рассказать из какой он сказки и кому помог.
Д/и «Волшебные помощники».
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки.
- Дети, а Баба Ягу в сказках можно назвать помощницей? (В некоторых сказках Баба Яга помогает, а в некоторых вредит).
- В каких сказках Баба Яга добрая, гостеприимная? (В русских народных сказках «Финист-Ясный Сокол», Царевна-лягушка)
- А в каких сказках она злая, коварная? (В русских народных сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Слайд 26 «В какой избушке живёт Баба Яга?»
- Ребята, если вы отгадаете в какой избушке живёт добрая и весёлая Баба Яга, то она с вами даже немножко потанцует!
Р/и «В какой избушке живёт Баба Яга?»
- Дети, сколько избушек вы видите? (Четыре)
- Из чего они построены? (Из геометрических фигур)
- В какой по счету избушке жёлтая крыша? (Во второй)
- В кокой по счету избушке зелёное окно? (В третьей)
- Отгадайте, в какой избушке живёт Баба Яга, если известно, что крыша в её избушке треугольная, но не желтая, сама избушка синяя, но не круглая, а окно круглое, но не зелёное. (Ответы детей)
- Дети, а сейчас проверим, кто ответил правильно.
- Если крыша в избушке треугольная, но не жёлтая, то какую избушку мы исключаем? (Вторую)
- Если избушка синяя, но не круглая, то какую исключаем? (Первую)
- Если окно круглое, но не зелёное, то какую избушку исключаем? (Третью)
- Значит, дети, в какой избушке живёт Баба Яга? (В четвёртой)
- Дети, кто ответил правильно?
- Молодцы! А сейчас выходите петь и танцевать с весёлой Бабой Ягой!
Слайд 27 «Физминутка «Весёлая Баба Яга»
Физминутка «Весёлая Баба Яга»
- Ребята, наша Баба Яга очень любит математику, она каждую свободную минуту что-то пересчитывает. А вы умеете считать?
- Тогда для вас задание от Бабы Яги. Вспомните состав числа из двух меньших чисел и «заселите» числа в сказочные домики.
Д/у «Числоград» (Состав числа)
- Хорошо, ребята, вы справились с заданием! Отправляемся на шестую улицу, которая называется «Любимые сказочные герои»
Слайд 28 «Любимые сказочные герои»
-Дети, у каждого из вас есть любимая сказка, любимый сказочный герой, с которого вы берёте пример. Расскажите нам о нём, из какой он сказки, какой он, почему он вам нравится?
Рассказы детей. (Дети рассказывают по желанию)
- Как интересно вы рассказали о своих любимых сказочных персонажах! А сейчас попробуйте узнать сказочных героев на картинках, определить первый звук в слове-имени героя и найти нужную букву.
Д/у «Определи первый звук и найди нужную букву»
- Очень хорошо, ребята! Переходим на седьмую улицу под названием «Сказочное солнышко доброты».
Слайд 29 «Сказочное солнышко доброты»
- Ой, ребята, посмотрите, солнышко почему-то плачет! Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Ребята, правильно вы заметили, что солнышко грустит, потому что у него всего один лучик. Я знаю, что делать, чтобы загорелись другие лучики. Но сначала давайте вспомним, зачем нужны сказки, зачем люди их сочиняют и пишут? (Разные ответы детей)
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.
- Ребята, чтобы лучики нашего солнышка зажглись, нам нужно назвать хорошие положительные качества характера, которыми обладают любимые вами сказочные герои и должен обладать человек.
Р/и «Сказочное солнышко доброты» (Дети называют прилагательные, характеризующие положительные качества характера, на солнышке загораются лучики, оно улыбается)
-Дети, посмотрите, наше солнышко улыбается!
- А сейчас, поиграем в другую игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть положительные качества характера, а вы – плохие, отрицательные, которых у хорошего человека быть не должно.
Д/и «Скажи наоборот»
Добрый – злой, умный – глупый, сильный – слабый, щедрый – жадный, честный – лживый, смелый – трусливый, отзывчивый – равнодушный, бескорыстный – корыстный, аккуратный – неряшливый, ласковый –грубый, трудолюбивый – ленивый, любящий -ненавидящий.
- А сейчас, ребята, переходим на восьмую волшебную улицу под названием «Волшебные желания».
Слайд 30 «Волшебные желания»
- Вы знаете, что у каждой Феи есть волшебная палочка, и у меня она тоже есть. (Воспитатель Фея Фантазия показывает палочку, взмахивает ею и загадывает желание, звучит музыка). Сейчас каждый из вас подумает и скажет, какое желание вы бы загадали, если бы у вас была волшебная палочка.
Р/и «Волшебная палочка» (Дети передают волшебную палочку друг другу, каждый загадывает своё желание)
- Ребята, если очень-очень чего-то хотеть и верить, то желание обязательно сбудется!
3. Итог.
- Наше путешествие по сказочной стране подошло к концу. Вы молодцы, показали, что вы хорошо знаете сказки, проявили смекалку и сообразительность. Вам понравилось наше сказочное путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
Слайд 31 «Поделись своей добротой»
- Ребята, я хочу, чтобы вы помнили, что любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку. И добро твоё умножится и обязательно вернётся к тебе. А сейчас послушайте песню о доброте и поделитесь своей добротой друг с другом, с нашими гостями.