Галина Новикова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельность с детьми старшей
группы компенсирующей направленности по развитию речи
«Поздняя осень»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
• Формировать грамматический строй речи, учить связному монологическому высказыванию.
• Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
• Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений;
Развивающие :
• Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, чувство рифмы.
• Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы;
развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, активности, инициативности.
• Воспитывать любовь, интерес к книге, поэзии, творчеству.
Коррекционно-развивающие :
• Совершенствовать координацию речи с движением, моторику рук.
• Развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность.
• Обогащать словарь
Предварительная работа:
Чтение книг: отгадывание загадок, «Золотая осень» Е. Благинина; «Осень» И. Соколов-Мттков; «Листопад» М. Пришвин.
Рассматривание иллюстраций из серии: «Осенний калейдоскоп»
Прослушивание музыкального произведения: «Времена года»
Антонио Вивальди; П. И. Чайковский.
Рисование на тему: «Осень в гости к нам пришла»
Конкурс творческих поделок: «Листопад»
Современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, личностно - ориентированные, здоровье-сберегающие, игровые технологии.
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, листья разного цвета, модуль подвесной с листьями.
Ход занятия
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня, мои дорогие ребята, я приглашаю вас в необычную страну, страну «Поэзии». А чтобы нам быстрее попасть в эту загадочную страну, предлагаю вам сесть на лошадку. Приготовились, отправляемся! (дети имитируют движение скачущей лошадки)
2. Основная часть:
Воспитатель: Приготовили язычок.
Выполняется Артикуляционная гимнастика: «Лошадка» (все; по одному)
Вытянуть губки
Приоткрыть рот
Поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Воспитатель: А вот и лесная полянка, красота! Вам нравится? (ответы детей)
Что это лежит на осеннем ковре? (Ответы –листья)
Да не простые листья, а с вопросами.
Какое сейчас время года? (ответы детей)
Какой месяц? (ответы детей)
Всю неделю мы с вами смотрели, наблюдали и решали:
Какие цвета, оттенки характерны для осени? (ответы детей)
Если пасмурно и дождливо, то всё вокруг становится серым, темным, грустным, унылым.
Унылый - это какой? (ответы детей)
А пасмурно – это как? (ответы детей)
А если день ясный, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из листьев. Каких? (ответы детей)
Что происходит с листьями, когда дует ветер? (ответы детей)
Упражнение на дыхание: «Сдуй листочек»
(дети сдувают листочки с подвесного модуля)
Воспитатель: А сейчас попробуйте закончить предложение, первую часть которого я произнесу:
Дидактическое упражнение: «Заверши предложение»
-На улице пасмурно и дождливо, поэтому… (ответы детей)
-Когда на улице дождь и ветер, мы…
-В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…
-Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…
-Если бы я был волшебником, то я бы…
Воспитатель: Молодцы! Как много интересных слов, сравнений вы подобрали!
Про красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
Прекрасные – это какие? (ответы детей)
А вы любите стихи?
Я тоже люблю стихи. Замечательные русские поэты рассказали в стихотворениях об осени так, как увидели и почувствовали её.
Хочу попросить вас, очень внимательно прослушать, сравнить и выбрать одно стихотворение, наиболее понравившееся вам.
Воспитатель: Внимание на экран
Слайд №1
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой.
Иван Бунин
Слайд №2
Листопад
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву! Н. Минский
Слайд №3
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. А. С. Пушкин
Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось больше? Почему? (ответы детей)
Встаньте пожалуйста в круг. Давайте вспомним и выполним гимнастику: «Листья»
Пальчиковая гимнастика:
Разбросала осень листья, (волнообразные движения рук)
Разукрасила их кистью.
(взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдём,
(«шагают» пальцы)
В букеты листья соберём. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист осинки,
(поочерёдно загибают пальцы на обеих руках)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладоши) И. Михеева
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие в страну «Поэзии»? (ответы детей)
Ребята, вы очень меня порадовали своими ответами, настроением, отношением. Молодцы! Умнички! А наше путешествие заканчивается, и мы должны вернуться в сад. Садимся на лошадок, поехали. (имитирую движение скачущей лошадки).