Эльвира Чуксина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осенний день»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи»
Воспитатель: Чуксина Эльвира Геннадьевна
Дата проведения 19.09.2018
Тема: «Рассказывание по картине «Осенний день»
Программное содержание:
1. Упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины;
2. Учить составлять подробные и интересные рассказы-описания по картине, побуждая детей к речевым высказываниям, к ответам –доказательствам при решении речевой логической задачи ;
3. Воспитывать у детей эстетические чувства.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Осенний день“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: картина «Осенний день»,звездочки для поощрения, картинки листья с разныхдеревьев.
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию
- Ребята, давайте подойдем к окошку и из окна понаблюдаем за погодой на улице.
- Какая сегодня погода на улице?
- Давайте вспомним какие стихи вы знаете об осени?
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф. Тютчев)
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
(Лермонтов М. Ю.)
Мотивационная игра
-Сегодня я вам покажу картину
-Как бы вы назвали эту картину?
- Какое время года изобразил художник?
- Как об этом сказать одним предложением?
- Верно, художник изобразил осенний день и точно также назвал свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?
- На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.
-А почему вы решили, что день осенний?
-Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки дары осени.
- Какой осенний день на этой картине?
- Теплый, солнечный.
-В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?
- Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.
Затруднение игровой ситуации
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней
Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
. – Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?»
- В прошлом году мы учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.
- Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?
- начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)“
- Далее мы будем рассказывать об осенней природе
- Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице
Речевой образец рассказа по картине:
- На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша, возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собачка. На собаку загляделся мальчик. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.
В погожий осенний день трудно усидеть дома- тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик –дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
- Вам понравился мой рассказ?
-Чем он вам понравился?
-Что особенно понравилось в моем рассказе?
Самостоятельное применение нового.
- а теперь пробуем сами рассказать.
(Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.)
-А давайте придумаемь свое название картины,
Повторение и развивающие задания
-Давайте поиграем в игру «Угадай,с какой ветки эти детки?» (дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево).Определяем победителей в игре, награждаем.
Итог занятия
- Понравилась ли вам картина?
- Легко ли было описать картину?
- Сможете рассказать маме дома?