Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»

Евгения Козловская
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Составил: Козловская Е. А., г. Челябинск

Цель: Развитие связной речи детей.

Задачи:

1. Речевое развитие: закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных); обогащение словаря (вьюга, запорошила); совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные в нужном падеже с прилагательными и глаголами.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

2. Познавательное развитие: систематизировать представления детей о зиме, как времени года; способствовать развитию логического мышления, памяти.

3. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы во время прогулок; чтение рассказов о зиме; заучивание стихотворений, пословиц, примет о зиме; загадывание загадок; беседа о сезонных изменениях в зимний период; рассматривание картинного материала, иллюстраций к книгам, репродукций художников с изображением зимней природы.

Ход занятия:

Звучит музыка И. Чайковского «Времена года», проектируется слайд с изображением зимнего пейзажа.

В: Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром! (Зима)

В: Ребята, вы догадались о какой царице говорится в загадке? (Да, здесь говорится о зиме)

В: Что за три белых коня, которые летят? (Это три зимних месяца: декабрь, январь и февраль.)

В: А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц декабрь.)

В: Всё верно. Я хочу пригласить вас отправиться в путешествие вместе с зимой. В пути мы узнаем много интересного. Итак, отправляемся. (все начинают двигаться по группе)

Звучит музыка И. Чайковского «Времена года», проектируется слайд «Падающий снег», дети останавливаются.

В: Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды,

А с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах. (снег)

В: О чём эта загадка? (Это загадка про снег.)

В: Если мы захотим рассказать о снеге, то какие слова мы можем для этого использовать? Какой он? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)

В: Молодцы! Вот сколько снега зима рассыпала. (воспитатель рассыпает снежинки из бумаги)

В: Зима рассказала мне интересное стихотворение, в котором каждая строчка заканчивается словами похожими на слово снег. Я его вам прочитаю, а вы помогите мне.

Дидактическая игра «Добавь слово»

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

В: Какие слова вы использовали? От какого слова они образованы? (Мы использовали слова: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, Снегурка, снегири. Все эти слова образованы от слова снег.)

В: Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

В: Зима отправилась дальше и зовёт нас за собой. (дети идут по кругу) Ребята, что случилось? Почему снег начал так кружиться? И что это за шум?

(Звучит запись вьюги и метели)

Д: Это вьюга. Дует сильный ветер и поднимает снег.

В: Нам не пройти дальше. Почему? (Вьюга запорошила все дорожки.)

В: Как вы понимаете слово «запорошила»? (Это значит, что дороги засыпало снегом.)

В: У вьюги есть сестра. Как она называется? (Это метель)

В: А чем метель отличается от вьюги? (Вьюга и метель практически не отличаются друг от друга. Метелью называют перенос снега над землей.)

В: Мы попробуем перебраться через высокие сугробы. Поднимайте выше ноги, зима уже ждёт нас на краю леса. (дети идут, высоко поднимая ноги)

(Звучит аудиозапись «Скрип снега», демонстрируется слайд «Зимний лес»)

В: Что случилось с лесом? Ведь совсем недавно он был таким ярким, золотым. (Деревья зимой отдыхают, с них опадает вся листва. Только ели и сосны стоят зелёными весь год.)

В: Ой, кто это пробежал такой беленький? (демонстрируется слайд «Заяц»)

Д: Это заяц пробежал. Он зимой меняет окрас шерсти с серого на белый.

В: А кого мы ещё можем встретить в зимнем лесу? (Зимой в лесу можно встретить белку. Она тоже поменяла окрас шерсти с рыжего на серый, чтобы быть менее заметной на фоне деревьев и для хищников- лисы и волка. У всех животных появляется подшёрсток, чтобы им было теплее. А вот медведя и ежа мы в лесу сейчас не встретим, потому что всю зиму они спят в своих тёплых жилищах. У медведя это берлога, а у ежа-норка.)

В: Как много вы знаете про животных. Но нам пора идти дальше. (дети идут по группе, звучит аудиозапись «Звуки птиц»)

В: Вы слышите? Неужели не все птицы улетели на юг? (Нет. Улетели только перелётные птицы, а зимующие и кочующие остались.)

В: Я знаю очень интересное стихотворение про птиц. И хочу вас познакомить с ним. (Разучивание по схемам стихотворения «Покормите птиц зимой» А. Яшина.)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

В: В лесу мы всё осмотрели, зима спешит к людям в города и сёла. Поспешим и мы за ней. Только осторожно, ветки деревьев опустились низко под тяжестью снега. Наклоняйтесь ниже). (дети идут дальше, наклоняясь)

(Звучит аудиозапись «Шум города», демонстрируется слайд «Улицы города зимой»)

В: Вот мы и вернулись домой. Сколько снега насыпало, даже поиграть не во что. А может вы, ребята, знаете забавы зимние? (Зимой можно кататься с горки, на коньках, на санках, на лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.)

В: Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. (демонстрируется слайд с изображением снеговика)

Упражнение "Закончи предложение"

Мы решили слепить. (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему. (снеговику).

Мы показали соседям нашего. (снеговика).

Мы играли с нашим. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке о. (снеговике).

В: А ещё я знаю народную игру-забаву. И предлагаю вам её разучить.

Русская народная подвижная игра: «Золотые ворота»Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

В: Вы очень хорошо справились с заданием. Но, к сожалению, зима спешит. Давайте не будем её задерживать, ведь у неё ещё много дел. А на память мы нарисуем картины о ней, о зиме. (детям раздаются восковые мелки и листы бумаги)

Итог занятия.

В: Расскажите, какую зиму вы нарисовали? (Рассказы детей по своим рисункам.)

В: Ваши рисунки очень красивые. Мы сделаем из них выставку, и покажем ваши работы родителям.

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима» Цель: формирование представлений детей о пейзаже. Задачи: -Продолжать закреплять знания детей о зиме; -Учить детей выполнять работу на одну.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима» Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» Образовательная область. Познание, чтение художественной.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема. «Зимушка - зима». Цель: - активизация словаря по теме.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Программные задачи : Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Закреплять умения детей отвечать на вопросы.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «До свидания, зима!» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе «До свидания, зима!» Программное содержание: продолжать формировать умение составлять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима-красавица» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима-красавица»Цель: Закрепить представления об основных признаках зимы; учить.

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Зима» Коррекционно-образовательные задачи: • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. • Активизация и расширение словаря.

Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима»Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима» Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «Путешествие в царство “Зимушка-Зима”» (старшая группа).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 18:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Козловская (УИ 304828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД