Евгения Козловская
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Составил: Козловская Е. А., г. Челябинск
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
1. Речевое развитие: закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных); обогащение словаря (вьюга, запорошила); совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные в нужном падеже с прилагательными и глаголами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Познавательное развитие: систематизировать представления детей о зиме, как времени года; способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы во время прогулок; чтение рассказов о зиме; заучивание стихотворений, пословиц, примет о зиме; загадывание загадок; беседа о сезонных изменениях в зимний период; рассматривание картинного материала, иллюстраций к книгам, репродукций художников с изображением зимней природы.
Ход занятия:
Звучит музыка И. Чайковского «Времена года», проектируется слайд с изображением зимнего пейзажа.
В: Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром! (Зима)
В: Ребята, вы догадались о какой царице говорится в загадке? (Да, здесь говорится о зиме)
В: Что за три белых коня, которые летят? (Это три зимних месяца: декабрь, январь и февраль.)
В: А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц декабрь.)
В: Всё верно. Я хочу пригласить вас отправиться в путешествие вместе с зимой. В пути мы узнаем много интересного. Итак, отправляемся. (все начинают двигаться по группе)
Звучит музыка И. Чайковского «Времена года», проектируется слайд «Падающий снег», дети останавливаются.
В: Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах. (снег)
В: О чём эта загадка? (Это загадка про снег.)
В: Если мы захотим рассказать о снеге, то какие слова мы можем для этого использовать? Какой он? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
В: Молодцы! Вот сколько снега зима рассыпала. (воспитатель рассыпает снежинки из бумаги)
В: Зима рассказала мне интересное стихотворение, в котором каждая строчка заканчивается словами похожими на слово снег. Я его вам прочитаю, а вы помогите мне.
Дидактическая игра «Добавь слово»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
В: Какие слова вы использовали? От какого слова они образованы? (Мы использовали слова: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, Снегурка, снегири. Все эти слова образованы от слова снег.)
В: Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)
В: Зима отправилась дальше и зовёт нас за собой. (дети идут по кругу) Ребята, что случилось? Почему снег начал так кружиться? И что это за шум?
(Звучит запись вьюги и метели)
Д: Это вьюга. Дует сильный ветер и поднимает снег.
В: Нам не пройти дальше. Почему? (Вьюга запорошила все дорожки.)
В: Как вы понимаете слово «запорошила»? (Это значит, что дороги засыпало снегом.)
В: У вьюги есть сестра. Как она называется? (Это метель)
В: А чем метель отличается от вьюги? (Вьюга и метель практически не отличаются друг от друга. Метелью называют перенос снега над землей.)
В: Мы попробуем перебраться через высокие сугробы. Поднимайте выше ноги, зима уже ждёт нас на краю леса. (дети идут, высоко поднимая ноги)
(Звучит аудиозапись «Скрип снега», демонстрируется слайд «Зимний лес»)
В: Что случилось с лесом? Ведь совсем недавно он был таким ярким, золотым. (Деревья зимой отдыхают, с них опадает вся листва. Только ели и сосны стоят зелёными весь год.)
В: Ой, кто это пробежал такой беленький? (демонстрируется слайд «Заяц»)
Д: Это заяц пробежал. Он зимой меняет окрас шерсти с серого на белый.
В: А кого мы ещё можем встретить в зимнем лесу? (Зимой в лесу можно встретить белку. Она тоже поменяла окрас шерсти с рыжего на серый, чтобы быть менее заметной на фоне деревьев и для хищников- лисы и волка. У всех животных появляется подшёрсток, чтобы им было теплее. А вот медведя и ежа мы в лесу сейчас не встретим, потому что всю зиму они спят в своих тёплых жилищах. У медведя это берлога, а у ежа-норка.)
В: Как много вы знаете про животных. Но нам пора идти дальше. (дети идут по группе, звучит аудиозапись «Звуки птиц»)
В: Вы слышите? Неужели не все птицы улетели на юг? (Нет. Улетели только перелётные птицы, а зимующие и кочующие остались.)
В: Я знаю очень интересное стихотворение про птиц. И хочу вас познакомить с ним. (Разучивание по схемам стихотворения «Покормите птиц зимой» А. Яшина.)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
В: В лесу мы всё осмотрели, зима спешит к людям в города и сёла. Поспешим и мы за ней. Только осторожно, ветки деревьев опустились низко под тяжестью снега. Наклоняйтесь ниже). (дети идут дальше, наклоняясь)
(Звучит аудиозапись «Шум города», демонстрируется слайд «Улицы города зимой»)
В: Вот мы и вернулись домой. Сколько снега насыпало, даже поиграть не во что. А может вы, ребята, знаете забавы зимние? (Зимой можно кататься с горки, на коньках, на санках, на лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.)
В: Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. (демонстрируется слайд с изображением снеговика)
Упражнение "Закончи предложение"
Мы решили слепить. (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему. (снеговику).
Мы показали соседям нашего. (снеговика).
Мы играли с нашим. (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о. (снеговике).
В: А ещё я знаю народную игру-забаву. И предлагаю вам её разучить.
Русская народная подвижная игра: «Золотые ворота»Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.
С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.
В: Вы очень хорошо справились с заданием. Но, к сожалению, зима спешит. Давайте не будем её задерживать, ведь у неё ещё много дел. А на память мы нарисуем картины о ней, о зиме. (детям раздаются восковые мелки и листы бумаги)
Итог занятия.
В: Расскажите, какую зиму вы нарисовали? (Рассказы детей по своим рисункам.)
В: Ваши рисунки очень красивые. Мы сделаем из них выставку, и покажем ваши работы родителям.