Елена Сапарова
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи:
• Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
• Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
• Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»); установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
Публикация «Конспект обобщающего занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
• Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов) .
Коррекционно-развивающие задачи :
• Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
• Развитие речевого слуха.
• Развитие диалогической речи.
• Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
• Развитие личностных качеств : активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
• Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Продолжать формировать умение слушать других детей, взрослого, в случаях затруднения оказывать помощь;
• Формировать умение работать вместе, командой.
Оборудование:
Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «Волшебный снежок» (ватный комочек); игрушка снеговика; предметные картинки с изображением листьев, насекомых, цветов, травы; коньков, санок, деревьев в снегу; карточки со словами, мешочек.
Предварительная работа: Расширение знаний детей о признаках зимы, накопление словаря признаков и действий.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в гости к другу, хотите узнать кто он?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.
Загадка:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
Кто это ребята?
Дети: Снеговик.
2. Воспитатель: Снеговик ждал нас в гости и приготовил для вас подарок. Это - книжка-загадка (показывает ее детям). В ней много интересных заданий, я надеюсь, что мы с ними справимся.
Как вы думаете, в какое время года мы можем встретить снеговика?
Дети: Зимой.
3. Воспитатель: Итак, Первое задание, которое для вас приготовил Снеговик (конверт № 1). «Знаете ли вы чего не бывает зимой?»
Игра «Чего не бывает?» (усвоение род. п. существительных) (на столе картинки с изображениями листьев, насекомых, цветов, травы; коньков, санок, деревьев в снегу).
Воспитатель: Предлагает детям подойти к столу и выбрать ту картинку с изображением нехарактерных для зимнего времени года. Нужно выбрать ту картинку, на которой изображено явление, не характерное для зимнего времени года.
Дети (выбирают картинки и закрепляют на мольберте).
Сопровождают свой выбор построением предложения.
«Зимой не бывает радуги (цветов, листьев, дождя, птиц в гнезде, дети купаются)».
Детям предлагается присесть за столы.
4. Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Снеговик доволен вашими ответами.
А сейчас выполним следующее задание Снеговика «Отгадай загадку».
Показ презентации
Воспитатель: (Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —… (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Воспитатель: Вспомните, про какие предметы загадал вам Снеговик загадки?
Дети: снег, снеговик, снежинка, снегурочка, снежки, снегирь, снегопад, снегокат, снегоход.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно про эти слова.
Дети: Эти слова похожи.
Воспитатель: В этих словах есть общая часть – снег.
Их еще называют родственные слова. Повторим хором.
5. Воспитатель: Наш друг Снеговик хочет узнать кто из вас самый внимательный. Для этого предлагает поиграть в игру «Посчитай».
6. Воспитатель: предлагает детям поиграть (дети встают в кружок)
Ребята, скажите, что дети больше всего на свете любят лепить из снега?
Дети: снежки.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем. (Выполнение соответствующих словам действия)
7. Воспитатель: Художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговиков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговиков и расскажем об этом.
Садитесь за стол и выбирайте картинки.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Воспитатель хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)
8. Воспитатель: А вот и следующее задание от Снеговика.
Игра «Прочти правильно»
Воспитатель: Посмотрите на картинку и ответьте, что дети катают из снега?
Дети: ком:
Воспитатель: Вот сейчас Снеговик предлагает выложить это слово на столе, используя «Цветные фонарики».
Дети производят звуковой анализ слова, выкладывая каждый звук нужным цветом.
Дети производят звуковой анализ слова за столами. Затем 1 ребенок выкладывает слово на доске.
9. Воспитатель: Ребята, снеговик принес нам волшебный мешочек, а в нем льдинки. На обратной стороне каждой льдинки картинки. Достаньте по одной льдинке, и назовите первый звук в названии вашей картинки.
Игра «Назови первый звук»
Дети достают из мешка льдинки со словами и называют первый звук в слове.
Воспитатель: Молодцы, как выдумаете, вы справились со всеми заданиями Снеговика? Какое задание было самым трудным? (ответы детей)