Екатерина Ныркова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна. Изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы,
взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;
- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение,
объяснительную речь;
- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности
предметов;
- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности
речи;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Весна, Изменения в природе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на
вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет,
пословиц о весне, о птицах;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
- наблюдали за явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.
Материалы и оборудование: Экран, картинки с изображением
птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка, аудиозапись «Голоса птиц», образец скворечника из палочек Кюизенера, мольберт, картинки с изображением
животных, аудиозапись леса, видеоматериал для артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо! (Поднимают руки к солнышку и качают над головой руками)
Здравствуй, вся моя Земля! (Руками делают круговые движения)
Мы проснулись очень рано, (Трут кулачками глаза)
И приветствуем тебя! (Руки разводят в разные стороны)
Воспитатель: По дороге в детский сад мне почтальон передал письмо, давайте его прочитаем.
Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит, наступает
Настоящая …весна.
Приглашаю в гости я.
Ваша долгожданная Весна!»
Воспитатель: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку в весенний
лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в
весенний лес? (Ответ детей)
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо
вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной?
Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова
«Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной
день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и
улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого
надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Воспитатель: Смотрите ребята, что это? (Дети видят, висит солнышко)
Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое
оно? (Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое,
приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)
Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!
Звучит звукозапись «Голоса леса».
Воспитатель: Ребята, тише, слышите? Это спешит к лесному озеру ручеек и
льётся талая вода, попадая в озеро. Ребята, а как льется водичка? Давайте
покажем? (с-с-с).
Смотрите, кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з).
Воспитатель: Пойдемте дальше.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам. А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.
Загадки
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – … (Грач).
2. Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (Скворец)
3. Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
4. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив. (Снегирь)
5. Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)
Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных
птиц вы знаете? (Ответ детей)
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)
Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как они
встречают весну? Что весной делают птицы? (Ответ детей)
Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (Ответ
детей)
А какие птицы прилетают последними? (Ответ детей)
(Аудиозапись пение птиц весной)
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица
открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.
Воспитатель: А кто - ни будь, знает, как называется домик у скворца? Кто
строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные
домики для скворцов.
(Дети садятся за столы)
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе (Воспитатель
должен объяснять, что нужно сделать)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?
Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно
раскрывать «клювики»).
- Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды (Правой рукой показывают).
И немножечко воды. (Левой рукой показывают)
Червячков мы поедим, (бью щепотью по левой ладони «клюют»)
С вами в небо полетим! (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь
ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).
Воспитатель: А весной чем питаются скворцы, как вы думаете? (Ответы
детей).
Воспитатель: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела и в
нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками
посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц,
насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
(Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает.
(Лисица)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь в иголках длинных…
(Ёж)
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге?
(Медведь)
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с
приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них
появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)
Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла.
Ло-ло-ло – в лесу тепло.
Пель-пель-пель – капает капель.
Ля-ля-ля – расцветай земля!
Леть-леть-леть – просыпайся медведь!
Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит
А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как
называется у него детеныш. Или несколько детенышей.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную
поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам
пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Вам понравилось в гостях у Весны, а в весеннем лесу? А что вам
запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)
Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы
побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Хорошо ребята, вы - молодцы!