Елена Вискова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Космическое путешествие».
Цель: Расширить представления детей о Вселенной; создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, фантазии, содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей
Образовательные задачи:
- Уточнить представление детей о космосе, звездах, созвездиях, звездной пыли;
- Упражнять в счете в пределах десяти. Повторение и закрепление звука Р и определить местонахождения звука (начале слова в конце)
Развивающие задачи :
- Развитие фантазии, воображения;
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;
- Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитание самостоятельности, активности, инициативности; умение работать в коллективе.
Предварительная работа: 1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи; 2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/ 3. Разучивание с детьми стихов; 4. Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко
6. Рассматривание картинок из серии «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал: картинки с изображением планет, игрушки: Лунтик, аудиозапись космической музыки, «лунные камушки» в качестве поощрения.
Ход занятия.
***
Чтение стихотворения
В тёмном небе звёзды светят,
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
О чем это стихотворение (о космонавте). Да ребята мы скоро будем отмечать праздник в апреле «День космонавтики», сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие.
Стук в дверь приходит Лунтик, я то же хотел отправится с вами в путешествие, но у меня случилась беда моя ракета потерпела поражение и я не могу лететь, ребята помогите мне.
Дети делают ракеты из палочек. Сколько палочек в вашей ракете?
Какой первый звук в слове ракета? Сколько слогов в этом слове? Лунтик ты собрался лететь в космос? А ты знаешь, что такое космос? Ответы детей
(Это пространство которое находится вокруг земли, в нем сияют звезды летают метеориты, в космосе полная темнота если нет звезд и тишина, там нет атмосферы, пахнет дымом и металлом. Гипотез о возникновении Земли много, ученые считают, что после большого взрыва Вселенная напоминало кипящие варево, которое затем угасло и остыло. Сначала образовались звезды, Солнце, а потом и планеты и наша Земля. Какой формы наша земля? Один мореплаватель совершил кругосветное путешествие Магеллан он три года путешествовал подтвердил, что земля круглая.
Показ картин с космосом
Кто был первым космонавтом? (слайд Гагарина.)
2. Вокруг какой планеты облетел Юрий Гагарин? (слайд Земли.)
3. Как называется самая Яркая звезда в нашей солнечной системе? (слайд солнца)
4. Какие планеты есть в нашей солнечной системе? (слайд планеты)
5. Что должен уметь космонавт? (Управлять ракетой, делать зарядку, прокладывать путь в межзвёздном пространстве, знать планеты и созвездия.)
6. Можно ли отправляться в космос без специальной одежды? Как она называется? (Чтобы защитить космонавта от вредного воздействия солнечной энергии, чтобы космонавт мог дышать, так как в космосе нет кислорода.) Какой должен быть скафандр? (Тёплый, лёгкий, прочный, удобный, герметичный.) есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? - Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем Чтобы в космос полететь Много нового узнаем Нужно только захотеть! - Наш экипаж к полету готов Внимание! Внимание! Отправляемся в полет! - Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! В безоблачный ясный вечер усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. Они образовывают созвездия. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. - Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. - Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты назовё т любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, за ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета под названием Плутон.
Космонавт, не забудь,
Во Вселенную ты держишь путь.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Главным правилом у нас
Выполняй любой приказ
«Ракета»
Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)
Завести моторы (Вращательные движения руками).
Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракеты
Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…
Пуск! (Руки тянутся вверх)
10 секунд- полет нормальный.
Первая планета Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная, мы ее облетаем.
Вторая Венера –от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки здесь очень жарко, Летим без остановки на планету Земля.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Остановка игра «Наоборот»
Далекий
Тесный
Большой
Яркий
Высокий
Темный
Включать
Улетать
Сильный
Теплый
Продолжаем полет
Космонавт, не забудь,
Во Вселенную ты держишь путь.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Главным правилом у нас
Выполняй любой приказ
Воспитатель: В космос попасть не так-то просто. А знаете почему? Воспитатель: Чтобы стать космонавтом, нужно быть не только умным, но и физически здоровым, крепким, выносливым. Сейчас вам придется потрудиться, силой и выносливостью зарядиться. Попробуем выполнить упражнение, которое космонавты часто выполняют на тренировках, называется оно «центрифуга».
Выходите на середину, встаньте на расстоянии вытянутых рук. Будем одновременно говорить стихотворение и быстро, без остановки, раскручиваться.
Окрашен космос в черный цвет, (круговые движения руками)
Поскольку атмосферы нет. (круговые движения руками)
Быть космонавтами хотим, (маршируем на месте)
Мы в дальний космос полетим. (маршируем на месте)
Чтоб ракетой управлять, (руки соединяем над головой)
Нужно смелым, сильным стать. (сгибаем руки в локтях)
Слабых в космос не берут : (наклоны в перед)
Ведь полёт - нелёгкий труд! (поворот вокруг себя)
Теперь нужно сделать ласточку. Вот видите, как сложно выполнить это упражнение. Космонавты тренируются каждый день, чтобы быть выносливыми и сильными и справляться с разными трудностями.
Летим на следующую планету
4. Мы приближаемся к планете Юпитер самая большая планета Солнечной системы, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание. Задание: «Составь предложение, используя картинку». Например: «ракета» - Ракета летит в космос. «луна» - В небе светит луна. - Звезды в небе образуют «созвездия».
А теперь нам надо подкрепиться, какая еда у наших космонавтов
Кушать в космосе - это не такое простое занятие.
Можно ли еду разложить по тарелкам? (ответы детей). Правильно, она прольется, потому что в космосе нет притяжения. Вот почему продукты для космонавтов измельчают и упаковывают в тюбики. Посмотрите, ребята, это еда, которую космонавты берут с собой в космос (слайд еды космонавтов.)
5. Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
Задание: «Образуй множественное число»
Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы; планета-…планеты; звезда-звезды, метиорит-метиориты,чемодан_чемоданы,ручка_ручки,космонавт-… космонавты, созвездие-… созвездия. - Ребята, какие созвездия вы знаете? ( ответы детей: большая медведица, малая медведица, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т. д.) .
Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково». Например: звезда -…звездочка; облако-…облачко; солнце -…солнышко; небо -…небушко; самолет -…самолетик; вертолет -…вертолетик. - Молодцы ребята, с заданием справились. (Дети перелетают на другую планету под космическую музыку
Посмотрите на экран, видите этих космонавтов? Они шлют вам космический привет вместе с космическим чемоданчиком. Нам надо разобрать его. В нем нужно оставить только те картинки, которые относится к космосу, и оформить из них выставку.
Посмотрите, эта картинка относится к космосу? (ответы детей).
Какое она имеет отношение к космосу? (ответы детей). Как бы не был путь далек,
Нужно нам вернуться в срок.
Отправляем телеграмму:
«Жди своих героев мама!»
Ребята нам пора возвращаться домой.
Прошу подготовиться к полету.
Займите свои места в корабле.
Отсчет 10, 9, 8, 7…пуск
(Звучит космическая музыка)
Приземление прошло успешно. Здравствуй планета Земля!
Вот мы и в детском саду
Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомились с правилами школы космонавтов, вы ответили на многие вопросы, узнали много интересного, отлично справились с заданиями. делать настоящие чудеса.
И сейчас я вручу вам медали об окончании школы космонавтов.