Елена Платонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».
Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», обогащение знаний о времени года «Осень».
Программное содержание:
Развивающие задачи :
обучать составлению рассказа по сюжетной картине; развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словарь по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР, Составление рассказа по сюжетной картине „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Коррекционные задачи:
закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, совершенствовать навыки словообразования, продолжать учить детей включать в предложение относительные прилагательные, расширять словарный запас прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь
к прекрасному, бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
картина, звукозапись, волшебная корзина, пенечки, листочки, корзина с фруктами.
Раздаточный материал:
шишки, жёлуди, гриб, разноцветные листочки, мнемосхемы.
Предшествующая работа:
чтение рассказов и стихов про осень, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке.
Методы и приемы по ходу занятия :
1. Загадывание загадки про Осень.
2. Встреча с картиной «Осень», рассматривание, беседа.
3. Волшебный осенний листик.
4. Осенний лес (воздух, запах)
5. «Волшебная корзиночка».
6. Игра «Угадай на ощупь!».
7. Игра «От какова дерева листочек?».
8. Игра – физкультминутка «Листопад».
9. Беседа с рассматриванием картины (река).
10. Игра «Послушай звуки и назови».
11. Рассматривание картины (действия детей).
12. Обобщение, объяснение воспитателя по составлению рассказа детей используя схемы.
13. Составление рассказов детьми.
14. Возвращение в детский сад.
15. Анализ, поощрения.
16. Угощение от Осени (фрукты в корзине).
Ход занятия:
- Угадайте, о каком времени года моя загадка?
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
- Как догадались? (Ответы детей). Ребята, сегодня у нас с Вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её. Какое время года нарисовал художник? Почему Вы так решили? Какие красивые слова можно подобрать к слову осень? Золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная. Кто нарисован на картине? (На картине нарисованы дети). Куда пришли дети? (Дети пришли в осенний лес). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу?
- Ой, смотрите что это? Это осенний листик. Как он к нам попал? (Ответы детей). Может быть, его занесло ветром, через форточку. Предлагаю Вам шагнуть в эту картину с помощью этого волшебного осеннего листочка. Закройте глаза.
В руку листик я возьму
И тихонечко взмахну
Вокруг себя ты обернись
Глаза открой и удивись.
- Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Какой воздух в осеннем лесу? (прохладный, свежий, влажный). Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете? Какие запахи чувствуете? Чем пахнет в лесу? (Ответы детей : я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток; я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды; в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами).
- Это действительно так. Ребята я вам предлагаю присесть на пенёчки. У нас сегодня в гостях волшебная корзиночка. Вот мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу? Игра «Угадай на ощупь!».
(Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в корзинке: гриб, жёлудь, шишка, листочек (в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь; в лесу можно найти шишку с чешуйками; в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка; в лесу можно найти разноцветные листики.)
- А я нашла в лесу вот такие необычные листочки (заранее вырезанные из цветного картона). Игра «От какова дерева листочек?»
Вы листочки скорей возьмите
Деревья на картине назовите
- Какие деревья вы видите? Расскажите о них. (Я вижу клён, у него коричневый ствол и яркие листья; я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками; я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями; я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди).
(По ходу рассказа дети находят соответствующее дерева).
- Ребята, скажите, что такое листопад? Я вам предлагаю поиграть в игру «Листопад».
Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем,
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (Разбрасывают листочки «листопад»)
- Замечательно!
- Ребята обратите внимание на картину. Как вы думаете, это река или озеро? Почему вы так думаете? (Река). Река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое. Правильно!
- Ребята, если на улице холодно и прохладно, то какая вода в реке? (холодная, прохладная). Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке? (тихая, спокойная). На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?
(Отражение. Деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой).
- Скажите мне, пожалуйста, какие звуки в лесу можно услышать? (Ответы детей). Я вам предлагает поиграть в игру «Послушай звуки и назови». ( Звучат звукозаписи: стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей). Хорошо, вы справились с этим заданием.
- Посмотрите внимательно на картину и скажите : что делает мальчик, изображённый в центре? (он присел, наверное, хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать). Что делает мальчик, который стоит слева? (Он увидел на дереве рыжую белочку, хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным). Чем заняты девочки? (девочка в зелёном берете, пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями, а девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба). Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу? Какое настроение у них было во время прогулки? (У детей было весёлое и радостное настроение).
Вот мы свами рассмотрели такую прекрасную картину и мне очень хочет послушать Ваши рассказы, про осень. Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.
1). С чего начнёте свой рассказ?
- Какое время года наступило? Что расскажите о траве, деревьях, о реке?
2). О ком будете рассказывать дальше?
-О детях. Что расскажите о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?
3). Чем закончите рассказ?
- Понравилась ли прогулка детям, и какое настроение было у них?
(Рассказы детей).
Молодцы, ребята вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями. Составили отличные рассказы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужен наш волшебный осенний листочек, скажем волшебные слова и вернемся в детский сад.
В руку листик я возьму
И тихонечко взмахну
Вокруг себя мы обернемся
И в детский сад мы вернемся.
- Вот мы снова в детском саду. Мне хочется узнать, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
За ваше старание вам Осень приготовила волшебную корзину с угощениями.