МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»

Елена Платонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», обогащение знаний о времени года «Осень».

Программное содержание:

Развивающие задачи :

обучать составлению рассказа по сюжетной картине; развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словарь по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР, Составление рассказа по сюжетной картине „Осень“» размещена в разделах

Коррекционные задачи:

закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, совершенствовать навыки словообразования, продолжать учить детей включать в предложение относительные прилагательные, расширять словарный запас прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).

Воспитательные задачи:

воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь

к прекрасному, бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал:

картина, звукозапись, волшебная корзина, пенечки, листочки, корзина с фруктами.

Раздаточный материал:

шишки, жёлуди, гриб, разноцветные листочки, мнемосхемы.

Предшествующая работа:

чтение рассказов и стихов про осень, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке.

Методы и приемы по ходу занятия :

1. Загадывание загадки про Осень.

2. Встреча с картиной «Осень», рассматривание, беседа.

3. Волшебный осенний листик.

4. Осенний лес (воздух, запах)

5. «Волшебная корзиночка».

6. Игра «Угадай на ощупь!».

7. Игра «От какова дерева листочек?».

8. Игра – физкультминутка «Листопад».

9. Беседа с рассматриванием картины (река).

10. Игра «Послушай звуки и назови».

11. Рассматривание картины (действия детей).

12. Обобщение, объяснение воспитателя по составлению рассказа детей используя схемы.

13. Составление рассказов детьми.

14. Возвращение в детский сад.

15. Анализ, поощрения.

16. Угощение от Осени (фрукты в корзине).

Ход занятия:

- Угадайте, о каком времени года моя загадка?

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

- Как догадались? (Ответы детей). Ребята, сегодня у нас с Вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её. Какое время года нарисовал художник? Почему Вы так решили? Какие красивые слова можно подобрать к слову осень? Золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная. Кто нарисован на картине? (На картине нарисованы дети). Куда пришли дети? (Дети пришли в осенний лес). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу?

- Ой, смотрите что это? Это осенний листик. Как он к нам попал? (Ответы детей). Может быть, его занесло ветром, через форточку. Предлагаю Вам шагнуть в эту картину с помощью этого волшебного осеннего листочка. Закройте глаза.

В руку листик я возьму

И тихонечко взмахну

Вокруг себя ты обернись

Глаза открой и удивись.

- Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Какой воздух в осеннем лесу? (прохладный, свежий, влажный). Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете? Какие запахи чувствуете? Чем пахнет в лесу? (Ответы детей : я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток; я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды; в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами).

- Это действительно так. Ребята я вам предлагаю присесть на пенёчки. У нас сегодня в гостях волшебная корзиночка. Вот мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу? Игра «Угадай на ощупь!».

(Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в корзинке: гриб, жёлудь, шишка, листочек (в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь; в лесу можно найти шишку с чешуйками; в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка; в лесу можно найти разноцветные листики.)

- А я нашла в лесу вот такие необычные листочки (заранее вырезанные из цветного картона). Игра «От какова дерева листочек?»

Вы листочки скорей возьмите

Деревья на картине назовите

- Какие деревья вы видите? Расскажите о них. (Я вижу клён, у него коричневый ствол и яркие листья; я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками; я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями; я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди).

(По ходу рассказа дети находят соответствующее дерева).

- Ребята, скажите, что такое листопад? Я вам предлагаю поиграть в игру «Листопад».

Дружно по лесу гуляем

И листочки собираем,

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (Разбрасывают листочки «листопад»)

- Замечательно!

- Ребята обратите внимание на картину. Как вы думаете, это река или озеро? Почему вы так думаете? (Река). Река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое. Правильно!

- Ребята, если на улице холодно и прохладно, то какая вода в реке? (холодная, прохладная). Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке? (тихая, спокойная). На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?

(Отражение. Деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой).

- Скажите мне, пожалуйста, какие звуки в лесу можно услышать? (Ответы детей). Я вам предлагает поиграть в игру «Послушай звуки и назови». ( Звучат звукозаписи: стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей). Хорошо, вы справились с этим заданием.

- Посмотрите внимательно на картину и скажите : что делает мальчик, изображённый в центре? (он присел, наверное, хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать). Что делает мальчик, который стоит слева? (Он увидел на дереве рыжую белочку, хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным). Чем заняты девочки? (девочка в зелёном берете, пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями, а девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба). Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу? Какое настроение у них было во время прогулки? детей было весёлое и радостное настроение).

Вот мы свами рассмотрели такую прекрасную картину и мне очень хочет послушать Ваши рассказы, про осень. Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.

1). С чего начнёте свой рассказ?

- Какое время года наступило? Что расскажите о траве, деревьях, о реке?

2). О ком будете рассказывать дальше?

-О детях. Что расскажите о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?

3). Чем закончите рассказ?

- Понравилась ли прогулка детям, и какое настроение было у них?

(Рассказы детей).

Молодцы, ребята вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями. Составили отличные рассказы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужен наш волшебный осенний листочек, скажем волшебные слова и вернемся в детский сад.

В руку листик я возьму

И тихонечко взмахну

Вокруг себя мы обернемся

И в детский сад мы вернемся.

- Вот мы снова в детском саду. Мне хочется узнать, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

За ваше старание вам Осень приготовила волшебную корзину с угощениями.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» Задачи: — связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; — словарь и грамматика: учить правильно использовать.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»
Опубликовано: 18 августа 2020 в 11:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Платонова (УИ 149760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД